Марк аврелий период философии. Римские императоры. марк аврелий. Записи и предлагаемые чтения Марка Аврелия

арк Аврелий принадлежал к древнему италийскому роду Анниев Веров, претендовавшему на происхождение от царя Нумы Помпилия, однако включенному в число патрицианских лишь при . Дед его был дважды консулом и префектом Рима, а отец умер в должности претора. Марк был усыновлен и воспитан своим дедом Аннием Вером. Уже с раннего детства он отличался серьезностью. Выйдя из того возраста, который требует заботы нянек, он был поручен выдающимся наставникам. Еще мальчиком он увлекся философией, а когда ему пошел двенадцатый год, он стал одеваться как философ и соблюдать правила воздержания: занимался в греческом плаще, спал на земле, и мать с трудом могла уговорить его ложиться на кровать, покрытую шкурами. Наставником его в стоической философии стал Аполлоний Халкедонский. Рвение Марка к философским занятиям было так велико, что, уже принятый в императорский дворец, он все же ходил учиться на дом к Аполлонию. Философию перипатетиков изучал он у Юния Рустика, которого и потом очень уважал: с Рустиком он всегда советовался и по государственным, и по частным делам. Изучал он также право, риторику и грамматику и положил на эти занятия столько труда, что даже расстроил свое здоровье. Позже он больше внимания уделял спорту, любил кулачный бой, борьбу, бег, ловлю птиц, но особенную склонность имел к игре в мяч и охоте.

Император Адриан, приходившийся ему дальним родственником, покровительствовал Марку с самого детства. На восьмом году он записал его в коллегию саллиев. Будучи жрецом-саллием, Марк выучил все священные песни, на праздниках был первым запевалой, выступающим и руководителем. На пятнадцатом году Адриан помолвил его с дочерью Луция Цейония Коммода. Когда умер Луций Цезарь, Адриан стал искать наследника императорской власти; он очень хотел сделать Марка преемником, но оставил эту мысль из-за его молодости. Император усыновил Антонина Пия, однако с тем условием, чтобы сам Пий усыновил Марка и Луция Вера. Таким образом, он как бы загодя готовил Марка в преемники самому Антонину. Говорят, что Марк принял усыновление с большой неохотой, а домашним жаловался, что вынужден сменить счастливую жизнь философа на тягостное существование наследника принцепса. Тогда он впервые вместо Анния стал называться Аврелием. Адриан сразу наметил своего приемного внука в квесторы, хотя Марк и не достиг еще положенного возраста.

Когда в 138 г. сделался императором, он расстроил помолвку Марка Аврелия с Цейонией и женил его на своей дочери Фаустине. Затем он пожаловал его наименованием Цезаря и назначил консулом на 140 г. Несмотря на его сопротивление, император окружил Марка подобающей ему роскошью, велел поселиться во дворце Тиберия и принял в 145 г. в коллегию жрецов. Когда же у Марка Аврелия родилась дочь, Антонин вручил ему трибунские полномочия и проконсульскую власть вне Рима. Марк достиг такого влияния, что Антонин никогда никого не продвигал без согласия приемного сына. В течение двадцати трех лет, которые Марк Аврелий провел в доме императора, он выказывал к нему такое почтение и послушание, что между ними не было ни одной размолвки. Умирая в 161 г., Антонин Пий без колебания объявил Марка своим преемником.

Приняв власть, Марк Аврелий немедленно назначил своим соправителем Луция Вера с титулами Августа и Цезаря, и с этого времени они совместно управляли государством. Тогда впервые Римская империя стала иметь двух Августов. Правление их было отмечено тяжелыми войнами с внешними врагами, эпидемиями и стихийными бедствиями. С востока напали парфяне, на западе начали восстание британцы, Германии и Реции грозили каты. Против парфян Марк в 162 г. отправил Вера, против катов и британцев - своих легатов, сам он остался в Риме, так как городские дела требовали присутствия императора: наводнение произвело сильные разрушения и породило в столице голод. Эти бедствия Марк Аврелий сумел облегчить благодаря своему личному присутствию.

Делами он занимался помногу и очень вдумчиво, сделав в государственном механизме много полезных улучшений. Тем временем парфяне были побеждены, но, возвращаясь из Месопотамии, римляне занесли в Италию чуму. Зараза быстро распространилась и свирепствовала с такой силой, что трупы вывозили из города на телегах. Тогда Марк Аврелий установил очень строгие правила насчет погребений, запретив хоронить в черте города. Многих бедняков он похоронил за государственный счет. А между тем началась новая, еще более опасная война.

В 166 г. все племена от Иллирика до Галлии объединились против римской державы; это были маркоманы, квады, вандалы, сарматы, свевы и многие другие. В 168 г. Марк Аврелий сам должен был возглавить поход против них. С великим трудом и лишениями, проведя три года в Карунтских горах, он закончил войну доблестно и удачно, и притом в такое время, когда тяжкая моровая язва погубила много тысяч и среди народа, и среди воинов. Таким образом он освободил Паннонию от рабства и, по возвращении в Рим, справил в 172 г. триумф. Истощив на эту войну всю свою казну, он даже не подумал требовать от провинций каких-нибудь чрезвычайных поборов. Вместо этого он устроил на форуме Траяна торги принадлежащих императору предметов роскоши: он продал золотые и хрустальные бокалы, императорские сосуды, шелковую золоченую одежду жены, даже драгоценные камни, которые он нашел в большом количестве в потайной сокровищнице Адриана. Эта распродажа длилась два месяца и принесла столько золота, что он мог успешно продолжить борьбу с наркоманами и сарматами на их собственной земле, добиться многих побед и достойно наградить воинов. Он уже хотел образовать за Дунаем новые провинции, Маркоманию и Сарматию, но в 175 г. вспыхнул мятеж в Египте, где Авдий Кассий провозгласил себя императором. Марк Аврелий поспешил на юг.

Хотя еще прежде его приезда мятеж угас сам собой и Кассий был убит, он добрался до Александрии, во всем разобрался, очень милостиво обошелся с воинами Кассия и самими египтянами. Родственников Кассия он также запретил преследовать. Объехав по пути восточные провинции и заехав в Афины, он возвратился в Рим, а в 178 г. отправился в Виндобоны, откуда опять выступил в поход против маркоманов и сарматов. На этой войне он два года спустя нашел свою смерть, заразившись чумой. Незадолго до своей кончины он призвал своих друзей и беседовал с ними, смеясь над бренностью человеческих дел и выражая презрение к смерти. Вообще, на протяжении всей своей жизни он отличался таким спокойствием духа, что выражение его лица никогда не менялось ни от горя, ни от радости. Кончину свою он принял так же спокойно и мужественно, ибо не только по роду занятий, но и по духу был истинным философом.

Успех ему сопутствовал во всем, только в браке и детях был он несчастлив, но и эти невзгоды он воспринимал со стоическим спокойствием. О недостойном поведении его супруги было известно всем его друзьям. Говорили" что, проживая в Кампании, она садилась на живописном берегу, чтобы выбрать для себя из числа моряков, которые обычно ходили голые, наиболее подходящих для разврата.

Императору не раз ставили в вину, что он знал по именам любовников своей жены, но не только не наказывал их, а напротив, выдвигал на высокие должности. Многие говорили, что и она зачала вовсе не от мужа, а от какого-то гладиатора, ибо не возможно было поверить, что у такого достойного отца может родиться такой порочный и непотребный сын. Другой его сын умер еще в детстве после того, как ему удалили опухоль под ухом. Марк Аврелий горевал о нем только пять дней, а затем вновь обратился к государственным делам.

Константин Рыжов: «Все монархи мира: Греция. Рим. Византия»

МАРК АВРЕЛИЙ (Marcus Aurelius) Марк Аврелий Антонин (26.04.121 г. - 17.03.180 г.), римский император с 07.03.161 г.

Родился в сенаторской семье испанского происхождения, по желанию Адриана в 138 г. усыновлен своим дядей Антонином Пием, в 145 г. женился на его дочери Фаустине и в 146 г. провозглашен соправителем . В 161 г. вступил на престол и до 169 г. правил вместе со своим названым братом Луцием Вером.

Период правления Марка Аврелия отмечен ожесточенными оборонительными сражениями, знаменовавшими конец относительно спокойного развития эпохи принципата. В 162 г. было подавлено восстание в Британии и шли бои с хаттами в районе германского лимеса. После войны с парфянами (162-166 гг.) Армения и Осроена оказались в зависимости от римского государства. Возвращаясь из похода, войска занесли в Империю чуму, которая свирепствовала до 189 г. Вторжения маркоманов и квадов в 166-167 гг. вылились в затяжную оборонительную войну на дунайской границе. В 168-172 гг. римские войска под командованием Марка Аврелия вытеснили германские и сарматские племена из Верхней Италии, Реции, Норика, Паннонии и Балканских провинций. Со 172 г. римляне активизировали наступательные действия, но им удалось лишь на короткий срок установить контроль над частью территории современной Чехословакии и Восточной Венгрии. Эпизоды Маркоманской войны 171-175 гг. запечатлены на барельефах 30-метровой колонны Марка Аврелия в Риме.

Попытка узурпации верховной власти со стороны наместника Сирии Гая Авидия Кассия в 175 г. и восстание в Египте вновь обострили внутриполитическую ситуацию. В 176 г. Марк Аврелий провозгласил своего сына Коммода соправителем и незадолго до окончания войны умер в Виндобоне от чумы.

Для внутренней политики императора характерно согласие Марка Аврелия с сенатом при одновременном укреплении государственного аппарата Империи и расширении его функций. Пленных варваров не превращали в рабов, а в качестве колонов оставляли в особых пограничных поселениях.

Марк Аврелий обучался у Фронтона и Герода Аттика риторике и со 146 г. начал проявлять интерес к философии. Он сделался одним из наиболее выдающихся представителей поздней, эклектической Стои. Под влиянием учения Эпиктета ведущее место в его философских рассуждениях заняла этика. Он призывал бескорыстно любить ближних и заниматься нравственным совершенствованием. Счастье достается путем познания правящего миром естественного закона и верой в его разумность. Человеческий разум божественного происхождения, и поэтому все люди равны. Поскольку Марк Аврелий требовал, чтобы каждый исполнял свою роль на отведенном ему судьбой месте, он выступал в качестве апологета существующего строя. В отличие от философии древней Стои он отделял бога от природы, приближаясь к взглядам Платона. Во время войны на дунайской границе написан трактат «Наедине с собой» (греч . “Та eis heauton”). Это сочинение долгое время пользовалось большой популярностью. Издана биография Марка Аврелия в “Histona Augusta”, и имеются статуя в Античном собрании Государственных музеев в Берлине, бюст в Дрездене в Альбертинуме. Конная статуя Марка Аврелия (единственно сохранившаяся) стоит в Риме на сооруженном Микеланджело в 1537 г. постаменте на Капитолийском холме.

Марк Аврелий получил трибунскую власть и проконсульский империй, что означало предоставление ему статуса младшего соправителя, 1 декабря 147 г. - Прим. ред. сайта.

Словарь античности. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989

Трибунскую власть получал 34 раза (первый раз - 1 декабря 147 г., затем - ежегодно 10 декабря).
Император: I (при получении власти, в 161 г.), II (163 г.), III (165 г.), IV (166 г.), V (167 г.), VI (171 г.), VII (174 г.), VIII (175 г.), IX (177 г.), X (179 г.).
Консул: I (140 г.), II (145 г.), III (161 г.).

Жена:

Анния Галерия Фаустина (Младшая) (Annia Galeria Faustina).

Дети:

8 сыновей:

(1) Тит Аврелий Антонин (Titus Aurelius Antoninus);

(2) Тит Элий Аврелий (Titus Aelius Aurelius);

(3) Тит Элий Антонин (Titus Aelius Antoninus);

(4) имя неизвестно;

(5) Тит Аврелий Фульв Антонин (Titus Aurelius Fulvus Antoninus);

(6) Луций Аврелий Коммод (Lucius Aurelius Commodus);

(7) Марк Анний Вер (Marcus Annius Verus);

(8) Адриан (Hadrianus);

6 дочерей:

(1) Домиция Фаустина (Domitia Faustina);

(2) Анния Аврелия Галерия Луцилла (Annia Aurelia Galeria Lucilla);

(3) Анния Аврелия Галерия Фаустина (Annia Aurelia Galeria Faustina);

(4) Фадилла (Fadilla);

(5) Корнифиция (Cornificia);

(6) Вибия Аврелия Сабина (Vibia Aurelia Sabina);

Имена, титулы, родственники приводятся по:
1995 Chris Scarre. Chronicle of the Roman Emperors. Thames & Hudson Ltd, London, 2002.

Официальное имя этого исторического персонажа - император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август.Но в истории он более известен как Каракалла, что означает - обычный галльский плащ с капюшоном, варварский наряд, в который так любил облачаться властитель..Отцом будущего императора Кара-каллы был Луций Септимий Север, родившийся в бывшей финикийской колонии недалеко от Карфагена в 146 году. Его семья принадлежала к сословию всадников и именитых предков в ней не значилось. Луций был первым, кто выучил язык властителей мира -латынь. Он прошел долгий и тяжелый путь к власти от простого юриста до императора.

В год рождения сына-первенца Септимий Север занимал пост наместника Паннонии. Матерью Каракаллы была Юлия Домна, финикийка по происхождению. Она родила двоих сыновей, практически погодков - Луция Септи-мия Бассиана (будущего Каракаллу) в 188 году и Публия Септимия Гету в 189 году. В детстве Бассиан был мальчиком нежным и чувствительным - он не мог равнодушно наблюдать истязания людей и животных, потому ему не нравилось посещать кровавые зрелища вроде гладиаторских боев. Ему претило насилие любого рода. Но детство у Бассиана и Геты было коротким. В 193 году их отец стал императором в результате военного переворота, начались войны с Клодием Альби-ном в Британии и Песценнием Нигером в Сирии.

С семи лет Бассиан уже участвовал в походах вместе с отцом. В 196 году император Септимий Север объявил себя сыном некогда много сделавшего для него императора-философа Марка Аврелия и в знак особой признательности переименовал Луция Септимия Бассиана в Марка Аврелия Антонина. С новым именем сыну назначалась и новая судьба - судьба настоящего вождя и воина. Вместе с именем Марк Аврелий Антонин получил титул цезаря. Впрочем, отец точно так же обошелся и с младшим Гетой. Имени ему он не менял, но сделал тоже и Цезарем и Августом. Он стремился, чтобы после его смерти сыновья дружно управляли огромной империей. По его замыслу они должны были править вместе. Как любящие братья. Но Антонин и Гета ненавидели друг друга. Они дрались из-за игрушек, из-за побед и поражений любимых команд в спортивных состязаниях. Они были очень разными - Антонин к десяти годам ожесточился, он стал замкнутым, страшно стеснялся своей внешности: большой головы, низкого роста и кривых ног. Гета был другим - стройным, веселым, красивым, легко двигался, обожал танцы, но больше всего любил красиво одеваться. Все свои деньги, которые дарили родители, он тратил на наряды. Никто так ненавидел Гету, как его брат Антонин!

Этой ненавистью, явной и непритворной, стали с возмужанием братьев пользоваться царедворцы. Они стравливали Гету и Антонина. Септимий видел, как между любимыми детьми разверзается пропасть. Они перенимали дурные привычки, стали вести распутную жизнь. Некогда подверженный сантиментам Антонин стал жесток, груб, отрепетировал властный взгляд и властный голос. Гета над ним потешался. Он был щеголь, но, юноша простой и честный, брезговал смотреть на других свысока. Септимий решил, что лучшее средство укротить рвущегося к власти Антонина - поскорей его женить. В 203 году (ему было 15 лет) Антонина женили на родственнице Марка Аврелия Фульвии Плавцилле. Фульвию Антонин невзлюбил сразу же. Он отказался исполнять с ней супружеский долг, через год ее отец был убит, два года спустя несчастная была сослана, а еще через девять лет убита по приказу Антонина.В 208 году Септимий Север отправился на войну в Англию. С собой он взял обоих сыновей. Септимий был уже стар, император Рима умирал. В поход его несли на носилках. В феврале 211 года, завоевав Шотландию, Септимий умер. Перед смертью он оставил Рим на обоих братьев и завещал им любить друг друга и беречь державу.

Но они не могли жить дружно! Вернувшись в Рим, первое, что сделали братья, - разделили дворец так, чтобы никогда не встречаться. Антонин боялся Геты, Гета боялся Антонина. То Гета, то Антонин намекал поварам, что неплохо бы в еду брата добавить яду. Но они не могли нарушить обещание отцу на смертном одре. Они даже договорились разделить империю на две части: западную часть империи с Римом предполагалось отдать Антонину, а восточную (столица Анталья в Турции) - Гете. Но этот замысел провалился. Мать запретила им делить империю. И остался один выход. В конце декабря 211 года стражники Антонина ворвались в покои Юлии Домны и закололи Гету прямо на ее груди. А Антонин изобразил на своем лице ужас, бежал в лагерь преторианцев и объявил всем, что чудом спасся от смерти. Все понимали, кто настоящий убийца. И все молчали. Антонин щедро расплатился с солдатами за этот молчаливый нейтралитет. На выплаты он потратил все запасы золота, которые за 18 лет правления собрал его отец. Зато армия твердо заняла сторону братоубийцы. С преторианцами Антонин явился в Сенат и потребовал обожествления убитого злодеями брата Геты. Сенат обожествил. В руках Антонина была теперь единоличная власть. И начались расправы.

За неделю по приказу императора казнили больше 20 ООО человек. Были уничтожены все свидетели во дворце - как люди Геты, так и исполнители приказа Антонина, врага- император ми объявили сенаторов, Каракаллу е
сочувствующих Гете, юристов, учителей, придворных, солдат, слуг, даже детей. Все, кто был шХпсш дружен с Гетой или же высказывал сожаление о его смерти, сами лишились жизни. Была казнена под шумок и Фульвия. Антонин обвинил Якздд! ее в заговоре. Первое, что сделал молодой император, - выпустил новую монету и провозгласил так называемую конституцию Антонина. В своем эдикте он объявил распространение прав римского гражданина на все население империи. Исключая рабов, конечно, и некоторых групп варваров. Как сказала потом Юлия Домна - это был первый шаг к развалу империи. Правда, Антонин всегда был странноват. Он любил «своих» варваров. Отправившись почти сразу в поход на Галлию, он там сменил римские одежды на простой варварский плащ, одаривал врагов-германцев золотом и одеждой и, кажется, снискал у них признание, хотя военные успехи были и невелики. Войны с северными варварами не слишком интересовали Антонина. Он мечтал о славе Александра Македонского. Во Фракии он даже стал носить македонские сапожки и широкополую белую шляпу, чтобы выглядеть по-македонски.

Второе, что он сделал, - построил термы. Их так и называют термами Каракаллы. Это величественная и огромная постройка, занимавшая 11 гектаров. Термы были облицованы мрамором и покрыты мозаикой. Они были так прекрасны, что считались одним из чудес света. В 213 году Антонин начал свои походы на восток в подражание Александру Двурогому. Он выступил из Фракии на азиатские земли - посетил Пергам и Илион, отправил часть войск на Армению и был (к его удивлению и ярости) разбит, зато сговорился с парфянским царем о скорой женитьбе на его юной дочери. Свадьбу он хотел сыграть в Эдессе, но Эдесса принадлежала царю Абгару, союзнику римлян. Антонин решил пленить царя и отобрать у него царство. Несчастный Абгар из плена бежал и спасся лишь чудом. Затем Антонин отправился в Александрию. Этот «дружественный» визит египтяне запомнили навсегда. До Антонина дошли слухи, что философы смеются над его внешностью и мечтой о славе Александра. Вступив в город, он приказал уничтожить дома философов, а знатную александрийскую молодежь пригласил за черту города на военный смотр - там эти молодые люди и погибли. Рассказывали, что дельта Нила была алой от крови. Оставалось решить парфянский вопрос. Антонин отправился, якобы жениться, в Месопотамию. Вместо этого он заманил на пир парфянскую знать и повторил александрийскую резню.

Рим и Парфия вступили в войну. Первые удачи сменились неудачами. Император даже подумывал о посещении храма Изиды, чтобы обеспечить победу.8 апреля 217 года он двинулся по дороге из Эдессы в Карры, где расположен храм. На полпути император решил облегчиться и вместе с солдатом и соломой уединился за скалой. Там его потом и нашли. Антонина заколол по приказу префекта претории Макрина центурион Марциалий. Антонин неразумно доверил ему свою переписку с Римом. В одном письме он как раз сообщал, что пришла пора расправиться с Макрином. Макрин нанес удар первым. И вскоре стал императором. Правда, всего на один год. Убивали в то время легко и не испытывали угрызений совести.

Деятель - правитель, философ - мыслитель. Если только размышлять и не действовать, то ничем хорошим это не закончится. С другой стороны, философу будут вредить занятия политической деятельности, отвлекая его от познания мира. В этом отношении среди всех римский правителей Марк Аврелий был исключением. Он жил двойной жизнью. Одна была на виду у всех, а другая оставалась тайной до самой его смерти.

Детство

Марк Аврелий, биография которого будет представлена в этой статье, родился в богатой римской семье в 121 году. Отец мальчика умер рано, и его воспитанием занялся дед, Анний Вер, который успел дважды побывать на посту консула и был на хорошем счету у императора Адриана, состоявшего с ним в родстве.

Юный Аврелий получал образование дома. Особенно ему нравилось изучать стоическую философию. Он остался её приверженцем до конца жизни. Вскоре необыкновенные успехи в учёбе мальчика заметил сам Антоний Пий (правящий император). Ожидая своей скорой смерти, он усыновил Марка и стал готовить его на должность императора. Однако Антонин прожил намного дольше, чем думал. Он скончался в 161 году.

Восхождение на престол

Марк Аврелий не считал получение императорской власти каким-то особенным и переломным моментом своей жизни. На престол также взошёл ещё один приёмный сын Антония, Луций Вер, но он не отличался ни полководческим талантом, ни государственным умом (умер в 169 году). Как только Аврелий взял бразды правления в свои руки, начались проблемы на Востоке: парфяне вторглись в Сирию и захватили Армению. Марк перебросил туда дополнительные легионы. Но победа над парфянами омрачилась эпидемией чумы, начавшейся в Двуречье и распространившейся за пределы империи. В это же время на дунайской границе произошло нападение воинственных славянских и У Марка не хватало солдат, и пришлось набирать в гладиаторов. В 172 году восстали египтяне. Бунт был подавлен опытным полководцем Авидием Кассием, объявившим себя императором. Марк Аврелий выступил против него, но до сражения дело не дошло. Кассия убили заговорщики, а истинный император отправился домой.

Размышления

Возвратившись в Рим, Марк Аврелий вновь вынужден был защищать страну от придунайских племён квадов, маркоманов и их союзников. После отражения угрозы император заболел (по одной версии - язвой желудка, по другой - чумой). Через некоторое время он скончался в Виндобоне. Среди его вещей были обнаружены рукописи, на первой странице которых была надпись «Марк Аврелий. Размышления». Эти записи император вёл в своих походах. Позже они будут издаваться под названиями «Наедине с собой» и «К самому себе». Исходя из этого, можно предположить, что рукописи не предназначались для публикации, ведь автор действительно обращается к себе, предаваясь наслаждению размышлениями и давая уму полную свободу. Но пустые мудрствования ему не свойственны. Все размышления императора касались реальной жизни.

В «Размышлениях» Марк Аврелий перечисляет всё хорошее, чему его научили воспитатели и что ему передали предки. Также он благодарит богов (судьбу) за своё презрение к богатству и роскоши, сдержанность и стремление к справедливости. А ещё он очень доволен, что, «мечтая заняться философией, не попал на какого-нибудь софиста и не засел с сочинителями за разборы силлогизмов, параллельно занимаясь внеземными явлениями» (в последней фразе имеется в виду отстранение от увлечения гаданиями, гороскопами и другими суевериями, столь популярными в период деградации Римской империи).

Марк прекрасно понимал, что мудрость правителя заключается не в словах, а прежде всего в поступках. Он писал сам себе:

  • «Работай усердно и не жалуйся. И не для того, чтобы тебе сострадали или изумлялись твоим трудолюбием. Желай одного: покоиться и двигаться так, как будет считать достойным гражданственный разум».
  • «Человеку в радость делать то, что ему свойственно. А свойственно ему созерцание природы и доброжелательность к соплеменникам».
  • «Если кто-нибудь сможет наглядно показать неверность моих поступков, то я с радостью прислушаюсь и всё исправлю. Я ищу правду, которая никому не наносит вред; вредит себе лишь тот, кто пребывает в неведении и лжи».

Заключение

Марк Аврелий, биография которого описана выше, был поистине гениален: будучи видным полководцем и государственным деятелем, он оставался философом, проявлявшим мудрость и высокий интеллект. Остаётся лишь сожалеть, что таких людей в мировой истории можно пересчитать по пальцам: одних власть делает лицемерами, других - развращает, третьих - превращает в приспособленцев, четвёртые относятся к ней, как к средству для удовлетворения своих низменных потребностей, пятые становятся покорным орудием в чужих враждебных руках… Благодаря стремлению к правде и увлечению философией, Марк преодолел искушение властью без каких-либо усилий. Немногие правители смогли понять и осознать высказанную им мысль: «Люди живут друг для друга». В своём философском труде он словно обращался к каждому из нас: «Представьте, что вы уже умерли, живя лишь до настоящего момента. Оставшееся время, данное вам сверх ожидания, проживите в гармонии с природой и обществом».

Марка Аврелия называют великим императором Рима, на котором закончился «золотой век» древней империи (этот период хронологически датируется 96-180 гг. нашей эры). После того, как правитель умер, началось постепенно угасание античного государства, мощь и величие которого держали в повиновении половину мира.

Работы и цитаты императора, дошедшие до наших дней, считаются классикой римской философии. Многие из высказываний Марка Аврелия получили «вторую жизнь» в 21 веке, войдя в антологии учебников и произведений по философии.

Семья и первые годы жизни

Будущий император Рима появился на свет в 121 г. в семье Домиции Луциллы и Анния Вера, который был представителем древнего итальянского рода Анниев Веров. Многие из членов этого клана считали себя прямыми потомками царя Нумы Помпилия (715-633/633 гг. до н.э.). Род был признан патрицианским только через много-много столетий, когда на трон взошел император Веспасиан. Случилось это в 79 году нашей эры. При нем список патрициев Рима был обновлен за счет внесения в него многих знатных семей, в том числе и Анниев Веров.

При рождении мальчик получил родовое имя – Марк Анний Вер. Его родной отец умер вскоре после появления Марка на свет, и ребенка усыновил Публий Катилий Север, из-за чего имя мальчика было изменено на Марк Анний Катилий Север.

Семья ребенка была знатной и постоянно находилась при императорском дворе. Поэтому не удивительно, что на Марка внимание обратил сам правитель Рима – Адриан. Именно он отметил необычные способности малыша, его тягу к знаниям и наукам. Император приказал отдать мальчика в школу, где преподавали лучшие учителя того времени. Так Адриан отдавал долг памяти Публию Катилию Северу, умершему в 139 г. После этого его воспитанием занялись два выдающихся человека древнего Рима – император и родной дедушка мальчика Анний Вер. Обсудив дальнейшую судьбу своего внука с правителем империи, дед выбрал для ребенка нового приемного отца. Им стал Антонин Пий, который вскоре сам стал правителем Рима. Его женой была сестра родного отца Марка. Выбор приемного отца не был случайным – и Адриан, и дед, и Антонин Пий готовили мальчика к тому, чтобы он вскоре занял государственную должность. В древнем Риме это можно было сделать, только обладая знаниями и властью. Последняя передавалась исключительно по наследству от отца к сыну. Римское законодательство позволяло гражданам делать своими наследниками не только родных сыновей, но и приёмных. Поэтому государственные деятели часто выбирали себе достойного приемника, усыновляли его и соответствующим образом обучали, чтобы потом сделать наследником состояния и должности. Именно так случилось с юным Марком Аврелием.

В возрасте 6 лет Адриан решил присвоить Марку титул всадника, сменив ему заодно и имя на Марк Аврелий Антонин Вер. Для того чтобы проверить способности мальчика, император каждый день давал ребенку много заданий, которые он всегда выполнял.

В восемь лет Марка включили в специальную коллегию жрецов – салиев, служивших Марсу. Когда воспитанник императора и Антонина Пия достиг возраста 16 лет, его назначили на должность устроителя и распорядителя латинских праздников, пиров и мероприятий, на которых неизменно присутствовал император Адриан. Уже в столь юном возрасте у Марка проявились те качества, которые позже сделают его по-настоящему великим императором: любовь к правде, честность и справедливость. Поэтому и его фамилию — «Вер» — друзья и учителя немного изменили на «Вериссимус», что в переводе с латинского языка значило «справедливейший».

Взросление и государственная работа

Огромное влияние на формирование характера Марка Аврелия оказали его отношения с Антонином Пием, которого юноша называл учителем, наставником и отцом. В своих произведениях будущий император неоднократно отмечал, что приемный отец научил вести его жизнь обычного человека. Благодаря Пию, Марк ответственно относился к своим обязанностям, деятельности правителя и государственной службе.

Обучение Марка в юношеские годы проходило при дворце императора, где его учителями были знаменитые философы того времени. В частности, сторонник течения стоиков Аполлоний из Халкедона и Юний Рустик, последователь идей Платона. Это окружение сделало Марка приверженцем философии стоиков. Под влиянием своих блестящих учителей будущий император выбрал девиз всей своей последующей жизни: «Учи не словами, а собственным примером».

Особое внимание мальчик уделял занятиям по гражданскому праву, которое ему преподавал Луций Волузий Мециан (выдающийся юрист того времени). Юноша вырос приверженцем справедливости, терпения, трудолюбия. Он не любил пышность и роскошь, считая, что и без них можно прекрасно служить родному государству. Своими кумирами молодой человек считал великих римских правителей – Нерва и Траяна, а также Адриана. Также Марк Аврелий свято чтил древние римские ритуалы и традиции.

Уже в юном возрасте окружающие Марк прославился своими неординарными ораторскими способностями. Окружающие слушали его, затаив дыхание и веря каждому слову. Отличался от юношей своего возраста и положения ещё и тем, что его слова имели глубокий смысл и значение.

Государственная карьера Марка Аврелия началась в 138 году. Прежде чем стать единоличным императором, он занимал должности:

  • Квестора, на которой он занимался административной работой (138 г.);
  • Консула (140 г., 145 г.);
  • Трибуна с проконсульскими полномочиями, которые распространялись за пределы Рима (147 Г.). Спустя несколько лет Антоний возвел своего зятя в ранг соправителя. Ни одно решение не принималось Пием без согласования с Марком;
  • Консула повтороно. На этот раз он правил вместе с приемным братом (161 г.). Тогда же Пий объявил, что Марк станет его преемником на троне;
  • Императором совместно со сводным братом Луцием Вером (161-169 гг.).

Самостоятельное правление

В 169 году умер Луций Вер, после чего Марк Аврелий был провозглашен императором Римского государства. Но фактически вся власть находилась в его руках с 161 г., поскольку соправитель не отличался талантом и не проявлял к внутренним и внешним проблемам страны никакого интереса.

Свидетельства того времени говорят о том, что Марк Аврелий завоевал любовь населения, благодаря своим мудрости и рассудительности в принятии решений. И это при том, что в империи начались серьезные проблемы – восстало население Парфии и Египта, распространялась чума, а войны и гражданские противостояния истощили государственную казну.

Большинство этих сложностей Марк Аврелий решал, используя собственные финансы и наследство.

Во время его правления были проведены следующие мероприятия и реформы:

  • Упорядочено судопроизводство, восстановлены многие старинные права и обычаи;
  • Было опубликовано множество законов и указов, направленных на улучшение жизни простого римского народа. Эта ответственность за жизнь граждан и забота о них, сделала Марка Аврелия популярным среди жителей Рима;
  • Были созданы учреждения для заботы о больных и тех, кто получил увечья;
  • Была усовершенствована система налогообложения, при этом наибольшие отчисления в казну должна была делать знать. На полученные деньги открывались специальные приюты для бедных, малоимущих и сирот;
  • Основывались колледжи;
  • Были созданы четыре философские кафедры в городе Афины. Каждая из кафедр представляла одно из основных античных философских течений: стоическое, академическое, эпикурейское, перипатетическое. Все профессора, работавшие на кафедрах, получали жалование из государственной казны;
  • Была введена обязательная регистрация новорожденных детей;
  • Была создана полиция нравов;
  • Укрепился престиж сената;
  • Все гладиаторы перед выступлениями отныне вооружались только тупыми мечами, а для канатоходцев создавались специальные страховки в виде матрасов, которые должны были их защитить в случае падения с высоты.

С 167 года Рим стал постоянно сталкиваться с варварскими племенами — сарматами и германцами. Борьбу с ними возглавил лично император. Только к 175 г. был подписан мир, в результате которого древние германцы начали селиться, на территориях занятых римскими гарнизонами.

В тот же год снова восстало население Сирии, где местный правитель Авилий Кассий объявил себя новым римским правителем. Именно он распространял в течение трех месяцев слух о том, что Марк Аврелий умер. Кассия убили его сообщники, после чего император торжественно объехал восточные провинции государства. Путь он начал в Александрии, оттуда выдвинулся в Сирию, затем -в Каппадокию и Смирну, а закончил путешествие в Греции.

С 176 года и до конца своих дней соправителем Марка Аврерия был его сын Коммод. Последние годы жизни государя Великого Рима не были спокойными. Он все время воевал с германцами, усмирял сирийцев. В 180 году он со своим войском дошел до центра современной Австрии (где сейчас располагается Вена), и тут же умер.

При этом Марк Аврелий был достаточно миролюбивым императором, если сравнивать его с предшественниками. Из 21 года самостоятельного правления — 14 он провел в военных походах, защищая Рим и своих граждан.

Сразу после смерти императора возвели в ранг божества, построив в его честь храм. В Риме была установлена огромная (высотой в 30 метров) колонна, украшенная барельефами. Изображения рассказывали о подвигах императора, его походах и войнах. А на Капитолийском холме поставили конную статую Марка Аврелия, которая стоит там и сейчас.

Семья и дети

Антоний Пий контролировал и личную жизнь Марка, поэтому не допустил заключения брака своего приемного сына с девушкой, которую звали Цейония. Вместо этого, его обручили с дочерью Пия – Фаустиной. Поженились молодые люди в 145 году.

Фаустина оказалась неверной супругой, и стала изменять мужу через несколько лет после бракосочетания. Историки считают, что это было связано с постоянной занятостью Марка Аврелия на государственных должностях и в походах. Жену императора видели в компании с актерами театра, матросами, завсегдатаями кабаков, гладиаторами. Слухи о похождениях супруги доходили и до Марка Аврелия, но он не решался расторгнуть брак, который был благословлен его любимым приемным отцом.

Такое поведение Фаустины не отвернуло мужа от нее. Он и дальше продолжал читать ей стихи, брал практически во все походы, любил ее.

Фаустина умерла во время похода в одну из провинций империи. Эта утрата подкосила правителя, он долго горевал по «матери лагерей», как Марк Аврелий называл свою супругу.

Общих детей у супружеской пары было 13, но выжили только сын Коммод, наследовавший отцу, и четыре дочери.

Первая дочь родилась в 147 году и ее назвали Анния. В честь этого события тогдашний император Антоний Пий возвел приемного сына в ранг трибуна. Прожила девочка до 165 года.

Других детей императора звали:

  • Гемеллус Луций и Анна Аурелия Луссилла (близнецы), мальчик умер в 150 г., а девочка вышла замуж за соправителя отца Луция Вера (умерла в 182 г.);
  • Титус Элиус Антонин, Титус Эллиус Аврелий и Домиция Фаустина (появились на свет после 150 г., скончались приблизительно в 161);
  • Адрианус (152-157 гг.);
  • Анния Ауреллия (159 — приблизительно 211 гг.);
  • Анния Корнифия (160 – приблизительно 211 гг.);
  • Тит Аврелий Фульвус (161-165 гг.), близнец Коммода;
  • Луций Аврелий Коммод (161-192 гг.);
  • Маркус Анниус (162-169 гг.);
  • Вибия Аурелия Сабина (170-217 гг.).

Преемник Марка Аврелия — его сын Коммод — вошел в историю мира и Рима, как грубый и невежественный правитель. Отец окружил его философами и поэтами, учителями этики, морали, но это не помогло. Коммод предпочитал общество актеров цирка, гладиаторов, мимов. Возможно, это было влияние генов, поскольку ходили слухи, что мать родила Коммода и его брата от одного из гладиаторов.