Невербальная память. Что такое невербальная память? Улучшение слухового образа

Очень часто можно услышать, что у человека имеется вербальная память, а также что ее нужно всячески стараться развивать. Однако при этом что означает данный термин? Что подразумевается под вербальной памятью? Именно с этим вам и поможет разобраться данная статья. Вы узнаете, что такое вербальная память, чем она отличается от невербальной, как проверить ее состояние, а также как ее развивать в любом возрасте.

Что это такое?

Вербальная память - это память, которая отвечает за способность человека запоминать различную информацию, предоставляемую в словесной форме. Это значит запоминание текстов, новостей, стихотворений, докладов, которые вы собираетесь представлять, и так далее.

Как правило, использование исключительно вербальной памяти бывает сопряжено с проблемами, так как запомнить чистый текст бывает крайне сложно. Однако данный тип памяти очень сильно пригодится вам в жизни вне зависимости от того, какой карьерный путь вы выберете. Соответственно, вам необходимо развивать ее. Вербальная память - это то, благодаря чему вы сможете усваивать самую сложную информацию, то есть сухой текст.

Вербальная и невербальная память

Однако прежде чем речь пойдет о том, как именно можно улучшить этот необходимо до конца понять, что он собой представляет. И проще всего это сделать с помощью сравнения - так вы сможете понять, чем вербальная память отличается от невербальной.

Как уже было сказано ранее, в первом случае вы запоминаете информацию, которая поступает к вам извне в форме текста, слов, речи. Соответственно, невербальная память является прямой противоположностью. А информация, которую вы получаете и запоминаете таким образом, не представляет собой ни текст, ни речь, ни что-либо еще подобное. Чаще всего это образы, лица, изображения, ароматы, звуки и пр.

Таким образом, вербальная память отвечает за словесные данные, в то время как невербальная - за образные. И при этом исследования показывают, что один из видов памяти у всех людей развит лучше, чем другой. За счет чего это происходит?

Полушария мозга

Левое полушарие мозга - это именно тот центр, который является ответственным за запоминание словесной информации, в то время как правое отвечает уже за образы, звуки и другие невербальные формы информации. Соответственно, теперь вы знаете, что если вам хочется развивать вербальные свойства памяти, то вам стоит сконцентрироваться на деятельности левого полушария мозга.

Отдельно стоит рассказать о левшах. Многие считают, что абсолютно все левши имеют полностью противоположные функции полушарий мозга по сравнению с людьми, которые пишут и выполняют основные действия правой рукой. Однако это распространенное заблуждение - на самом деле большинство людей, которые пишут левой рукой, имеют точно такие же функции мозга, как и правши. Лишь у тридцати процентов из них наблюдается изменение функциональности полушарий мозга на противоположные.

Вербальный интеллект

Если вы хотите узнать о том, как проходит развитие вербальной памяти, то вам для начала необходимо разобраться с еще одним понятием, таким как вербальный интеллект. Что это такое, и какое отношение оно имеет к памяти?

Дело в том, что связь между двумя понятиями прямая - вербальный интеллект отвечает за способность человека анализировать текстовую информацию и генерировать ее самостоятельно. Таким образом, чем он выше, тем лучше вы можете понимать текст, тем шире ваш словарный запас.

Легко можно понять, что благодаря этому улучшается и ваша вербальная память, так как вы способны запоминать больше различной информации, осознавая ее, а не просто заучивать наизусть. Гораздо эффективнее будет использовать память, заполняя ее тем, что вы понимаете, чем просто набором букв и слов, которые вы сможете лишь бездумно воспроизвести.

Формируется вербальная память у детей, то есть уже в самом младшем возрасте. Так что родителям стоит задуматься о том, чтобы стимулировать ее развитие и повышать вербальный интеллект детей с самого раннего возраста.

Семантическая память

Есть еще одно понятие, о котором стоит упомянуть, прежде чем переходить непосредственно к и улучшения вербальной памяти. Это семантическая память. Данное понятие можно реже встретить в обиходе, но гораздо чаще оно употребляется в психологии. Что это такое?

Собственно говоря, это своего рода система, в которой человек хранит свое обобщенное представление об окружающем мире в вербальной форме. Таким образом, это подвид вербальной памяти, так как семантическая память не подразумевает хранения каких-либо эмоций или переживаний, сопряженных с информацией об окружающем мире. А эти эмоции могут храниться исключительно в вербальном формате.

Тестирование

Итак, пришло время переходить к практике. Что необходимо сделать, чтобы определить, насколько хорошо у вас развита вербальная память? Тест проводится в основном только на маленьких детях в возрасте до десяти лет, так как у взрослых людей уровень вербального интеллекта или вербальной памяти определить бывает немного затруднительно.

Причина здесь кроется в том, что именно в самом младшем возрасте происходит постоянный прирост определенных знаний, поэтому можно легко определить, на каком именно этапе вербального развития находится ребенок. Взрослые же люди не слишком сильно отличаются друг от друга по данному показателю.

Вербальная память у детей проверяется с использованием игровых методов. Например, ребенку предлагают выбрать лишний предмет или образ из ряда или же закончить начатое предложение. Эти небольшие тесты помогут определить уровень развития малыша.

Однако вербальная проверяется и у взрослых людей. Как это происходит? Самый распространенный вариант заключается в том, что психолог зачитывает пациенту список из пятнадцати слов, которые абсолютно никак не связаны друг с другом, а последний должен их воспроизвести. Обычно среднестатистический человек способен запомнить семь из пятнадцати слов после одного прочтения. Когда же ему зачитывают список четыре раза подряд, он может воспроизвести уже от двенадцати до пятнадцати слов. А через пятнадцать минут это количество снова падает до десяти слов.

Значит, если вы показываете подобные результаты, то ваша вербальная память в норме, если же результаты хуже, то вам стоит поработать над ней. Однако даже если результаты в норме, вы всегда можете стремиться к чему-то большему. Как именно? Об этом и пойдет речь сейчас.

Развитие у детей

Как уже было сказано ранее, вербальную память у детей лучше всего развивать Дело в том, что запоминание слов, предложений и целых текстов - это довольно скучное и неинтересное занятие, поэтому маленький ребенок вряд ли будет проявлять к этому серьезный интерес. А как известно, маленького ребенка обязательно нужно заинтересовать, чтобы чего-то от него добиться. Поэтому постарайтесь придумывать различные игры, которые будут включать в себя запоминание слов и предложений. Вместо текстов давайте ребенку разучивать стихотворения, так как они даются гораздо легче, а ритмичность их произнесения всегда радует детей. Позже можно переходить уже и на более серьезные варианты, но все время помните о том, что детям должно быть интересно, иначе результаты окажутся мизерными.

Тренинги

Если же речь идет о взрослых людях, то такие простые методики будут иметь далеко не самую впечатляющую эффективность. Поэтому вам нужно обратить внимание на тренинги, которые могут порекомендовать психологи.

Одним из самых популярных является повторение теленовостей. Суть его заключается в том, что при просмотре новостей вам необходимо повторить то, что говорил ведущий, как можно более точно. Так вы сможете развивать свою вербальную память намного более эффективно, чем когда вы просто читаете и заучиваете какой-либо текст.

Возрастные особенности памяти

Естественно, когда человек стареет, то его память значительно ухудшается. Однако при этом стоит отметить, что при попытке воспроизвести прочитанный только что рассказ, семидесятилетние люди показывают не худший результат, чем двадцатилетние. Но если попросить их постараться воспроизвести как можно более точно этот же рассказ через полчаса после прочтения, молодые люди справляются с задачей уже намного лучше.

В настоящее время актуальной проблемой становится особенности развития вербальной памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

В специальной педагогике имеется ряд исследований, посвященных анализу формирования у детей с нарушением слуха вербальной памяти и использованию ее в процессе обучения: в сурдопедагогике реализуется деятельностный подход (Р.М. Боскис, Н.Г. Морозова, М.Н. Никитина, Е.Г. Речицкая), раскрываются особенности непроизвольного запоминания слов детьми с нарушением слуха (Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова), предложений (Д.М. Маянц) и связных текстов (Т.В. Розанова), проанализированы некоторые аспекты произвольного запоминания словесного материала (Д.И. Лебедев, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев) .

Вербальная память рассматривается как одна из наиболее сложных форм психической деятельности, которая непосредственно связана с речью, развитие которой у детей с нарушением слухом замедленно и своеобразно.

Вербальная память (память-рассказ) выражается в запоминании и воспроизведении наших слов, потешек, прибауток .

Среди видов памяти выделяют вербальную и словесно-логическую память.

Словесно-логическая память – совокупность психофизиологических процессов запоминания, сохранения и воспроизведении мыслей, понятий и словесных формулировок.

Вербальная память – вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию.

Можно сказать, что вербальная память – это словесная память. А.Р. Лурия выделяет словесную память как более сложный и более высокий специфически человеческий вид памяти.

Человек не только пользуется словами для обозначения предметов, и словесная речь не только участвует в формировании представлений и хранении наглядной информации. Подавляющее количество знаний он получает посредством словесной системы, воспринимая устную информацию, читая книги и сохраняя в своей памяти результаты сведений, получаемых при помощи речи.

Словесная память в еще меньшей степени является непосредственной фиксацией слов и пассивным хранением вызванных ими образов, чем фиксация и хранение результатов наглядного опыта, откладывающегося в виде представлений.



Словесная память всегда является переработкой словесной информации, выделением из нее наиболее существенного, отвлечением от побочного, несущественного и удержанием тех мыслей, которые попадаются в словесном сообщении. Это значит, что в основе словесной памяти лежит процесс перекодирования сообщаемого материала, связанный обобщением центральных моментов информации.

Словесную память нередко называют «ассоциативной» или «логической». Это связано с тем, что слова вызывают у нас целые цепи матрицы ассоциативных или логически связанных элементов.

Словесно-логическая память, по мнению В.А. Крутецкого, выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Воспроизведение мыслей не всегда происходит в том же словесном выражении, в каком они были первоначально выражены. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл материала, суть мыслей, а буквальное словесное воспроизведение их не требуется. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей (правила, определения и т. д.). Однако буквальное воспроизведение словесного материала может происходить без понимания его смысла, тогда его заучивание будет уже не логическим, а механическим запоминанием. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем менее развита речь ребенка, тем труднее ему выразить смысл своими словами. Но в этом случае как раз и важно побуждать его пересказывать материал своими словами.

Запоминание смысла – это запоминание общих и существенных сторон материала и отвлечение от несущественных деталей и особенностей. Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нем наиболее важное и значимое, а что второстепенное. Следовательно, запоминание и воспроизведение смыслового материала тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием ребёнка, с запасом его знаний. Дети, особенно младшего возраста, самостоятельно выделяют существенные признаки с большим трудом, им необходима помощь педагога. Что касается деталей, то дети запоминают и воспроизводят их нередко очень хорошо, придают им непропорционально большое значение, особенно когда эти детали обладают яркой наглядностью, конкретностью и эмоциональным воздействием.

П.П. Блонский подчеркивает, что, так как вербальная память благодаря речевому развитию существует для других людей, то развитие ее социально обусловлено .

По П.П. Блонскому, социально обусловленная память в онтогенезе выступает не сразу. В ее развитии можно различать 3 основные стадии:

Простую репродукцию;

Социально обусловленную избирательную репродукцию;

Грамотную память, пользующуюся письменностью.

Развитие вербальной памяти начинается на втором году с репродуцирующей вербальной памяти. Иначе ребенок не усвоил бы языка. Максимально быстрое развитие вербальной памяти происходит в дошкольном возрасте. Вслед за репродуцирующей вербальной памятью и одновременно с ней под влиянием воспитания и обучения развивается рассказывающая память (избирательно-репродуцирующая вербальная память). Эта память оттесняет память-репродукцию на задний план, и в сущности развитие вербальной памяти в детстве есть главным образом развитие именно этой памяти. Она начинает формироваться в дошкольном детстве, но наиболее энергичное ее развитие происходит в школьном возрасте.

Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.

Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве – до овладения речью. Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми – глухонемыми, как называли их не только в быту, но и в научных работах до 1960-х гг. У большинства глухих детей имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 – 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц.

Слабослышащие (тугоухие) – дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 – 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50 – 70 дБ и больше (тугоухость второй степени).

Позднооглохшие – это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2 – 3-летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у таких детей бывает разная – тотальная, или близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих. У детей может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают, что им говорят.

Исследования отечественных дефектологов и психиатров (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.Ф. Матвеев, Л.М. Барденштейн и др.) свидетельствуют о том, что основными механизмами задержанного интеллектуального развития у детей с нарушениями слуха являются замедление и искажение формирования речи в первые годы жизни ребенка.

Дети с нарушением слуха проявляют достаточную способность к выполнению довольно сложных конструктивных заданий (кубики Кооса, создание по образцам моделей из конструктора, рисование, лепка и др.), что значительно отличает их от детей-олигофренов, изобразительная конструктивная деятельность которых намного беднее и в основном имеет подражательный характер.

В то же время у детей с тугоухостью обнаруживается недостаточность тех видов интеллектуальной деятельности, которые тесно связаны с речью. Затруднения у них вызывают задания, требующие речевого оформления и речевого отчета.

Нарушено выделение и закрепление отдельных свойств предметов, вследствие чего страдает формирование предметных представлений. Это в свою очередь приводит к тому, что ребенок не может свободно оперировать представлениями, возникают трудности в их актуализации.

Задания на классификацию предметов, установление последовательности событий, выделение «четвертого лишнего», осмысление сюжетных картинок вызывают затруднения в речевом оформлении ответа, в то время как способ выполнения задания, понимание задачи, поставленной экспериментатором, свидетельствуют о достаточном уровне интеллектуального развития.

Существует несколько методик исследования вербальной памяти у детей дошкольного возраста.

Методика «10 слов» А.Р. Лурия .

Цель: изучение состояния памяти, выявление психического статуса (истощаемость, утомляемость), устойчивости внимания.

Оборудование: Табличка из 10 слов.

Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушай их внимательно, а потом повторишь. Далее я снова прочту этот же ряд слов, и ты опять его повторишь. И так всего 5 раз».

ДОМ ЛЕС КОТ ИГЛА БРАТ НОЧЬ МОСТ ОКНО КОНЬ СТОЛ

Методика «Повторение слов и цифр».

Цели исследования: Выявить понимание смысла задания; способность удерживать в памяти ряд слов, ряд цифр и повторять их, навык самоконтроля; длительность сосредоточения.

Оборудование: карточки со словами и цифрами.

Инструкция: «Сейчас мы будем играть. Я буду называть, а ты повторяй». Называют три знакомых слова и просят повторить.

Затем называют другие слова и просят повторить их в обратном порядке. То же для набора из цифр.

Методика «Запоминание цифр» с целью изучения объема памяти.

Ребенок получает задание за несколько попыток воспроизвести увеличивающийся ряд, состоящий из цифр.

После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество цифр, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и зачитывает следующий ряд.

В методике «Воспроизведение рассказов» для изучения объема и точности воспроизведения детям читают рассказ, они воспринимают его на слух. Затем они воспроизводят рассказ устно. При анализе учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены, что опущено. Для запоминания наиболее предпочтительны рассказы: "Галка и голуби", "Муравей и голубка", "Логика", "Колумбово яйцо", "Вечный король" и др.

Методика «Самоконтроль детей в процессе воспроизведения текста» проводится индивидуально с детьми 4-6 лет. Сначала ребенку читают сказку с просьбой запомнить ее. Затем он рассказывает то, что помнит. Делают выводы об индивидуальных и возрастных особенностях самоконтроля, о преобладании того или иного его вида в разные периоды дошкольного детства.

Список литературы

1. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. – М. : Государственное социально-экономическое издательство Ленинград – 215 с.

2. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М. :АСТ Астель, 2008. –222 с.

3. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / М. Р. Боскис. – М. : Издательствово «Советский спорт», 2004.

4. Лурия. А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : Вопросы Философии, 2003.

5. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] /Л. Д. Столяренко. – М. : Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 672 с.

Недостающее звено памяти Эта стать охватывает две части: слуховую технику и моторную артикуляцию. Введение представляет собой краткий обзор техники, за которым следует пошаговая инструкция, в которой дается объяснение индивидуальных действий для каждого из трех этапов курса.


Знакомство с методами улучшения вашей вербальной памяти


Насколько хорошей является ваша вербальная память и насколько хорошей является ваша словесная репрезентация? Хорошо, давайте попробуем начать с небольшой задачки, чтобы узнать, насколько хорошей является ваша словесная репрезентация.


Попробуйте провести следующий эксперимент. Представьте, что вы размахиваете руками прямо перед собой. Затем, представьте, что вы размахиваете руками у себя за спиной и не видите их. Легко? Сосредоточьтесь на том, чтобы чувствовать движение рук и прикосновения воздуха. Представьте чувство того, как вы проводите рукой вверх и вниз к пояснице.



Представьте, что вы говорите вслух, и что вы слышите, как кто-то говорит вслух. Однако, сосредоточьтесь на том, чтобы пробудить в себе способность слышать то, что говорят, не используя внутренний голос.


Не так-то и просто, да?


Хорошо, теперь сомкните губы и представьте, что вы ощущаете, как говорите. Не можете? Не должны ли вы представлять движения языка, губ, неба, носового прохода и челюсти. Причина, по которой у вас нет этой способности кроется в том, что это за пределами наших возможностей. Большинство из нас могут визуализировать это или знать, как это делается, но почти все не могут мысленно побудить это чувство воспроизведения звука, не говоря уже о речи или общих фразах. Удивит ли вас тот факт, что улучшение этой способности может улучшить вербальную память.


Спутывающий фактор заключается в том, как вы можете обеспечить вербализацию через бит, который должен произвести звук. Этого можно легко достичь, путем артикуляции гласного звука, слова или даже фразы, при попытке воспроизвести другой звук. Это называется блокировкой своего внутреннего голоса. Это будет гарантировать тот факт, что конкурирующее воспроизведение моторики занято или заблокировано и не компенсируется. Начните с простого, пытаясь артикулировать хотя бы один гласный звук.


Попробуйте, пытаясь произнести гласный звук «А» в уме, произнося, на самом деле, звук «Э». Артикуляция гласного звука должна прерывать (блокировать) звук «А» в вашей голове. Когда вы потренируетесь, то сможете артикулировать слово, а затем и фразу.

Шаги

Улучшение слухового образа

Вы должны практиковать эти упражнения много раз в день.

    Воспроизведите отдельные звуки. Идея состоит в том, чтобы попытаться вспомнить звуки, которые не могут быть представлены вашим внутренним голосом (примеры находятся ниже). Постарайтесь воспроизвести как можно больше звуков. Не стоит слишком зацикливаться на одном звуке. Вы должны пробовать воспроизвести как можно больше звуков, а спустя некоторое время возвращаться к звукам, которые у вас не получаются. Проще всего делать это ночью, когда вы расслаблены.

    • Писк сигнализации.
    • Нота знакомого вам, или приятно звучащего музыкального инструмента (например, пианино).
    • Звук гудка из знакомой вам телеигры.
    • Шум грохота.
    • Звук падения кастрюли.
    • Закрывание двери.
    • Хлопок.
    • Щелканье кнопки.
    • Чашка, поставленная на стол.
    • Визг или крик ребенка или младенца.
    • Отрыжка.
    • Любой другой интересный звук, который вы услышали в течение дня.
  1. Возьмите диктофон, запишите на него звук и проиграйте его через несколько секунд. Постарайтесь воспроизвести его как можно точнее. Представьте этот звук, а затем, через несколько секунд, проиграйте его на диктофоне.

    Слушайте фрагменты классической или инструментальной музыки. Попробуйте вспомнить мелодию или удержать ее в голове. Убедитесь, что вы сосредоточились на качестве звуков. Начните с нескольких простых нот, а затем, постепенно переходите к более сложных мелодиям.

    Сосредоточьтесь на том, чтобы вспомнить события за день, как, например, то, где вы обедали. Постарайтесь вспомнить некоторые случайные звуки, такие как позвякивание посудой обслуживающего персонала, шаги и звук льющихся напитков.

    Прочтите как можно больше разнообразных уведомлений в течение дня. Услышать их воспроизведение знакомым для вас голосом будет легче.

    Если у вас есть время в течение дня, то постарайтесь взять за привычку называть окружающие предметы другим голосом, у себя в голове. Используйте различные голоса для каждого объекта. Иногда, стоит блокировать свой внутренний голос.

    Прочитайте знакомые вам детские книги или комиксы. Это нужно делать около четверти часа каждый вечер. Не стоит расстраиваться, если у вас не получается запомнить тексты слово в слово. Цель заключается в том, чтобы побудить звук, а не запомнить книгу. Запомните, что необходимо блокировать свой внутренний голос снова и снова.

    • Прочитайте их знакомым для вас голосом. Вы можете случайно потерять голос. Если это случилось, то переключитесь на более характерному голосу или тому, который вы услышали недавно.
    • Прочитайте абзац, а затем вспомните его. После того, как вы вспомнили следующий отрывок, вернитесь к предыдущему. Затем, снова прочтите это вслух, и повторяйте до тех пор, пока не получите прогрессию отрывков.
    • Когда у вас начнет получаться, переходите на более длинные и менее знакомые романы.
  2. Перечитайте записи в своем дневнике другим голосом.

    Двигательная репрезентация

    Эта, другая часть программы, имеет дело с сенсорными и моторными компонентами речи.

    1. Получите практические знания фонетического алфавита и механики речи. Это даст вам необходимую психическую базу, которая позволит распознать и понять моторные и сенсорные ощущения вербальной артикуляции.

      • Механизмы речи лучше всего представлены учебными пособиями, с использованием картинок, на которых изображено правильное положение языка и губ и т.д., для каждого звука, который, в свою очередь, связан с изучением фонетики. В изучении фонетики и механизмов речи, лучше всего помогают иллюстрированные и детальные инструкции того, как производится каждый звук, которые можно найти разделе «Недостающее звено память», написанном Дж. Роуэном.
    2. Произнесите фразу, а затем представьте, как вы говорите эту фразу, сосредоточившись на ощущении речи. Затем, попробуйте сделать это в обратном порядке: представьте фразу и произнесите ее вслух, все время концентрируясь на ощущении каждого компонента речи.

      Выполните это задание снова. Тем не менее, дайте себе второстепенную задачу, предназначенную для создания интерференции. Это использование второстепенной задачи направлено на то, чтобы подавлять области функционирования вспомогательных вербальных репрезентаций, и заглушать преимущества терапии, заставляя замещающую область, взять на себя весь объем работы.

    • На начальных стадиях воспроизведения голосов, лучшего всего представлять не более двух-трех слов. Вам удастся добиться успеха в количестве слов к концу выполнения этой части. Постарайтесь представлять голоса, которые являются интересными, например, писклявые, глубокие или с акцентом. Чтобы убедиться в том, что вы не используете внутренний голос, заблокируйте его. Если произношение гласного звука слишком сильно прерывает ваше звуковое воображение, то это значит, что вы не концентрируетесь на звуке, который воспроизводите. Тем не менее, если это мешает вашему развитию, то удерживайтесь от слишком частой блокировки внутреннего голоса. Сначала фраза будет отличаться в ясности, но в конечном итоге она будет постепенно проясняться.
    • Кроме того, было бы неплохо научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, на чем- то простом. Во время игры, уделяйте особое внимание звукам. Вы должны будете выучить шкалу, слушая ноты в голове, и нажимая правильные клавиши инструмента, а не только зная аппликатуру какой-то конкретной части. Начните с частей мелодий, двух или трех нот. Это упражнение предназначено не только для того, чтобы научиться играть музыку, но и чтобы научиться быть внимательным к звукам.
    • В ходе выполнения упражнений и во время прочтения заданий, вы можете почувствовать легкую боль в одной части головы, и небольшую усталость. Не переживайте, ведь все так и должно быть. Вы просто используете область мозга, которую никогда не использовали до этого. Если у вас проблемы со сном, то вот вам и ответ. Также, вам могут приходить яркие сновидения, поэтому не стоит переживать, ведь все так и должно быть.
    • Не стоит ожидать, что ваше воображения звука резко улучшится сразу. Оно будет улучшаться постепенно, и, в конечном счете, станет таким же оживленным, как и визуальный ряд, который мы воспринимаем как должное. В начале, звук придет как неясное впечатление, но со временем будет становиться более четким.
    • Возьмите диктофон или mp3-рекордер. Многие мобильные телефоны имеют такую функцию.
    • Заблокируйте свой внутренний голос. Убедитесь в том, что вербализация обрабатывается в бите, который должен продуцировать звук. Этого можно легко добиться с помощью артикуляции гласного звука, слова или фразы, при попытке вспомнить другой звук. Это называется блокировкой внутреннего голоса. Постарайтесь услышать гласный звук, слово или фразу, например, «А», в то время как артикулируете звук «Э». Артикуляцию гласного звука усложняет (блокирует) воспроизведение звука «А» про себя. Это случается из-за того, что слуховым центрам приходится принимать всю работу на себя.
    • Другим важным компонентом этой методики памяти является смена порядка действий, которые вы выполняете. Прослушайте фразу и звук, затем, воспроизведите у себя в голове, затем воспроизведите вслух и прослушайте. Это очень важно. Вам нужна точка отправления для работы, но вам также необходимо иметь возможность представлять и воспроизводить вербальную артикуляцию без каких-либо подсказок, реплик или импульсов.

Классификация видов памяти представляет собой сложную систему со множеством связей. На сегодняшний день самым распространенным подходом к типизации памяти является выявление зависимости ее характеристик от специфики деятельности, направленной на запоминание и последующее воспроизведение.

Память различают:

  • по длительности сохранения данных – долговременная или кратковременная;
  • по целевой активности – непроизвольная или произвольная;
  • по особенностям психической активности – образная, эмоциональная, моторная (двигательная) и словесно-логическая память.

Самую большую группу представляют виды памяти по особенностям психической активности. Все они не могут полноценно существовать и функционировать отдельно друг от друга, так как очень тесно взаимодействуют и развитие одной невозможно без прогресса другой. Однако ведущую роль играет словесно-логическая ветвь, которая из всех живых организмов присуща только человеку. Двигательная, образная и эмоциональная память в примитивной форме есть у многих животных, а вот словесная память только у человека, и развивать ее необходимо усиленно и систематически, начиная с достаточно раннего детского возраста.

Что такое словесно-логическая или вербальная память?

Главный компонент вербальной памяти – это мысли, мыслительные процессы, понимание изучаемых явлений, анализ суждений, способность делать умозаключения, работать с чужими высказываниями и услышанными от кого-то мыслями. Как уже понятно из названия данный вид памяти состоит из двух слагаемых – логической и словесной.

Логическая слагаемая, в отличие от механической, при помощи которой человек запоминает только внешние данные объекта/текста, направлена на познание смысла изучаемого предмета или темы. Логическая память всегда предполагает мыслительную работу, при которой материал не просто механически заучивается, а предварительно анализируется, разбивается на логические фрагменты, из которых потом отделяются важные и второстепенные, строятся взаимосвязи между всеми фрагментами, и таким образом познается суть всего объема, подлежащего запоминанию.

Результатом любой мыслительной деятельности человека становится словесная формулировка умозаключений (передать мысли без языка невозможно) – она же словесная слагаемая вербальной памяти. Эта составляющая не всегда будет точной копией исходного материала, она скорее будет отражать только его смысл. То есть человек может своими словами объяснить суть вопроса, без зазубривания книжного ответа. На специальной познавательном ресурсе каждый желающий может потестировать и потренировать все существующие виды памяти. Материалы сайта разработаны на основе научных теорий специалистами в области психологии и преподавания, а представлены в игровой форме, особенно интересной детской аудитории.

Вербальная память, формируется на трех других видах – двигательной, образной и эмоциональной, но при этом является основной, и только от нее будет зависеть степень развитости смежных видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении любых знаний.

Степень развитости словесно-логической памяти – лакмусовая бумажка эрудированности человека, уровня его обучения, качества знаний. Обучение любого школьника обеспечивается словесно-логической памятью, поэтому ее возможности необходимо использовать как можно полнее, а значит важно всестороннее развитие словесно-логической памяти. Чем больше она применяется в жизни, тем успешнее становится деятельность человека. Отличная память, конечно, не сможет заменить гениальный ум, однако она станет ему надежной помощницей при решении задач любой сложности. Развитая память во много раз сокращает время выполнения любой умственной операции.

Специальные упражнения

Процесс формирования словесно-логической памяти зачастую приходится на дошкольный или ранний школьный возраст. Задача родителей — помогать детям развивать данный вид памяти всеми доступными средствами, так как вся школьная программа построена на умении детей читать, анализировать, запоминать и пересказывать информацию. Особенно важно заниматься с детками, у которых наблюдаются речевые нарушения, поскольку они хуже других запоминают новые слова, учат стихи, пересказывают сказки, события.

  1. Выполни поручение. Ребенку необходимо всего один раз озвучить последовательность действий, которую он должен выполнить: пойди на кухню, открой холодильник, в холодильнике овощной ящик, в котором возьми красное и зеленое яблоко, помой яблоки, возьми полотенце, вытри их и принеси в комнату, красное отдай маме, а зеленое кушай сам, или наоборот. Ребенок должен запомнить и проделать весь алгоритм, если не получается с первого раза – продолжать тренировки. Поручения, конечно, со временем нужно менять и усложнять.
  2. Тренируйтесь пересказывать. Читаете тексты и просите ребенка пересказать, если не получается, читайте снова. Задавайте вопросы по тексту, которые стимулировали бы мыслительную деятельность – как ты думаешь, почему так ответил главный герой? На какую сказку похожа ситуация и т.п. Отвечая на вопросы, ребенок учится размышлять, делать выводы, формулировать высказывания.
  3. Семь фраз. Назовите ребенку семь фраз, например: собака лает, мальчик плачет, огонь горит, зимой холодно, летом жарко, день рождения, завтра выходной. Пусть к каждой фразе ребенок нарисует картинку, которая бы помогла ему вспомнить словосочетание. По окончании работы пусть по картинкам воспроизведет все фразы, при необходимости помогите. Повторите задание и на следующий день – вспомнит или нет?
  4. Мозаика. Так называется задание, в котором нужно, чтобы взрослый задал ребенку несколько разных слов, штук 7-10, а ребенок должен объединить их единым рассказом. То есть придумать историю со смыслом, в которой фигурировали бы указанные слова.
  5. Сгруппируй слова. Придумайте 5-10 слов, которые можно было бы разбить на группы: чашка, попугай, стол, синичка, вилка, диван, кресло, ласточка, сковорода, доска. Дайте ребенку задание вначале повторить последовательность, а потом разбить ее на логические группы. Пусть попробует сделать это самостоятельно, наверняка он будет объединять их в разных вариациях, но это только на пользу, поскольку означает, что ребенок думает. Если попытки ни к чему не приведут, подскажите группы – мебель, птицы, кухонная утварь.
  6. Что услышал? Нужно выбрать интересное стихотворение и не спеша прочитать его ребенку, а затем попросить изобразить (можно схематически) все предметы или животные, которые фигурировали в стихотворении.
  7. Ответь на вопрос. Задание практически школьное. Необходимо ознакомиться с текстом и ответить на вопросы по нему, как на прямые, так и на те, которые потребуют размышления. Ребенок обязан научиться читать, понимать материал и находить в нем ответы насколько угодно сложные вопросы.
  8. Ассоциации. Подготовьте картинки с различными изображениями, подберите к ним логические слова. Например: картинка елка, слово Новый год, чашка – чай, молния – дождь и т.д. разложите картинки перед ребенком и зачитайте слова, пусть продемонстрирует свои ассоциации. Затем объясните по какому принципу осуществляется подбор, и попросите дополнить картинки еще и другими ассоциативными словами, а не только теми, которые назвали вы. Елка – Новый год, дрова, гнездо птицы, хвоя, лес, пикник.
  9. Много специальных игр на .

Благодаря таким нехитрым и интересным заданиям у ребенка будет развиваться не только память, но и пополняться запас знаний об окружающем мире, нормам поведения, будут прививаться новые навыки и умения.

Вербальная память – это память, которая отвечает за способность человека запоминать любую текстовую информацию. Как правило, запомнить просто текст бывает довольно сложно. Специалисты советуют справлять с эти довольно просто: к словам подбирать яркие зрительные, тактильные, эмоциональные ассоциации, позволяющие значительно легче.

Вербальная и невербальная память

Вся информация, которая поступает извне, может быть вербальной, то есть словесной, и невербальной, то есть не связанной с речевым обозначением (это лица, маршруты, музыка, запахи и т.д.). Как правило, у человека один из этих двух видов памяти развит лучше, чем второй.

Левое полушарие головного мозга более способно к запоминанию вербальной информации, а правое – к обработке невербальной. Это соответствует общему разделению функций головного мозга. У 66% всех левшей мозг работает аналогичным образом, и лишь у 33% из них наблюдаются изменения в функционировании полушарий головного мозга.

Развитие вербальной памяти

Вербальная память отвечает, прежде всего, за возможность воспроизведения текстовой информации. Поэтому для развития ее необходимо обратиться именно к текстам.

Например, в любом возрасте прекрасно подойдет такой вид тренировки памяти, как Вовсе не обязательно выбирать сразу сложные произведения, можно выбрать для начала короткие и простые тексты, в которых нет сложных или устаревших слов и выражений, которые не свойственны современному языку.

После того, что вы уже освоите разучивание стихов, вы заметите, что запоминать тексты вам будет все проще и проще. После этого можно перейти на монологи героев из пьес или более сложные тексты. В результате такой работы вам будет проще воспринимать и передавать любую вербальную информацию.