Описание дуэли ленского и онегина. Дуэль Ленского с Онегиным (Анализ эпизода из шестой главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Пушкин в романе “Евгений Онегин” проверяет Ленского и Онегина разными способами: любовью, отношением к тем или иным жизненным явлениям. Но для полного раскрытия этих образов поэту требовалось нечто более сильное, весомое. И Пушкин решает проверить своих героев убийством. Дуэль Онегина и Ленского в шестой главе романа является очень важным и переломным моментом в жизни обоих героев.
До сцены на балу не возникало никаких сомнений в искренности дружеских отношений между Онегиным и Ленским. Но на именинах у Татьяны Онегин от скуки решил посмеяться над высоким поэтическим чувством Ленского. Если бы он только знал, чего будет стоить его “невинная” шутка!
Поводом для дуэли послужила необоснованная ревность Ленского. На балу Онегин улыбался и заигрывал с Ольгой. Юный поэт не понял, что причиной тому была скука и раздражение его друга. А также пустота и кокетливость Ольги. Вспыльчивый Владимир вызвал Онегина на дуэль. На это решение во многом повлияло появление около Онегина “злого гения” Зарецкого.
Пушкин напрямую не говорит о влиянии Зарецкого на решение юного поэта стреляться. Но по некоторым деталям нетрудно догадаться, кто склонил Ленского к подобному поступку. Зарецкий вызывает улыбку у автора:
Живет, как истинный мудрец,
Капусту садит, как Гораций,
Разводит уток и гусей
И учит азбуке детей…
Он был большой любитель “друзей поссорить молодых И на барьер поставить их”.
Получив записку от друга, Онегин чувствует свою вину:
Во-первых, он уж был не прав…
А во-вторых, пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно.
Так рассуждает главный герой накануне дуэли. Но не отказывается от нее. Почему? Онегин боится общественного мнения? Наверное, да, несмотря на его показное презрение к законам “света”. Таким образом, Онегин решает участвовать в этом фарсе.
Я считаю, что дуэль между друзьями никак, кроме фарса, и нельзя назвать. Ведь существовало много причин переноса или полного отказа от поединка. Но единственным распорядителем здесь был Зарецкий. Он всеми силами избегал того, что могло помешать дуэли. Еще при первом посещении Онегина, при передаче картеля, Зарецкий был обязан обсудить возможности примирения. Перед началом поединка он должен был попытаться примирить соперников. Тем более, что всем было ясно, что дуэль вызвана недоразумением. Кроме того, Зарецкий мог остановить дуэль и в тот момент, когда Онегин появился не с секундантом, а со слугой Гильо. В те времена это считалось оскорблением, так как секунданты должны были быть равными дуэлянтам по социальному положению. Более того, появление без достойного секунданта считалось грубым нарушением правил дуэли.
Таким образом, Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода поединка, но не сделал этого. В сцене дуэли Зарецкий является представителем света. Поэтому, как мне кажется, можно говорить о символичном значении всего поединка.
Евгений, который считал себя свободным от предрассудков, проявился как человек, полностью зависимый от законов света. Его попытка стать самостоятельным и свободным потерпела крах. Онегин оказался зависим от мнения окружающих, побоялся провинциальных сплетен. Так Пушкин раскрыл сущность характера своего главного героя, его несвободу и поверхностность.
Трагедия Онегина заключается, по-моему, в его неумении ценить простые и искренние человеческие чувства. Он отверг искреннюю любовь Татьяны, а теперь убил и своего друга.
Всю сцену дуэли и поведение Онегина во время нее можно считать, на мой взгляд, попыткой Пушкина сделать своего героя убийцей поневоле. У Евгения был шанс остановиться. Сам автор неоднократно спрашивает уже во время поединка:
Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно…
И отвечает:
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
Пушкин называет стыд Онегина “ложным”. Это ли не ответ автора на вопрос о сущности его героя? Весь Онегин, с головы до ног, “ложен”.
Поэт еще вынесет приговор своему герою. Финал романа покажет, что Онегину нет оправданья. Больше того, он навсегда войдет в историю русской литературы не как герой-идеал и герой-пример, а как “лишний человек”, обладающий холодным сердцем и черствой душой.

Сочинение по литературе на тему: Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода из 6 главы романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

Другие сочинения:

  1. Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят у Онегина весной и летом 1820 года – ему уже 24 года, он не мальчик, а взрослый мужчина, особенно по сравнению с восемнадцатилетним Ленским. Неудивительно потому, что он относится к Ленскому чуть покровительственно, Read More ......
  2. Основной смысл эпизода заключается в том, что Онегин только после дуэли понимает, что ничего не изменилось, что он по-прежнему подчиняется правилам общества, от которого хотел убежать. Этот эпизод мы можем назвать моментом истины, так как только после того как Онегин Read More ......
  3. Дуэль Онегина и Ленского – самый трагичные и самый загадочный эпизод романа. Онегин – в лучшем случае “ученый малый, но педант”, однако не хладнокровный убийца и бретер. В романе нет указаний на это. Владимир Ленский – наивный поэт и мечтатель, Read More ......
  4. Любовь – это, наверное, одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время, именно это слово содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Из-за любви люди шли на подвиг и из-за нее же Read More ......
  5. Четвертая глава романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” была начата в 1824 году, а закончена 6 января 1826 года. Перефразируя высказывание литературоведа Г. О. Винокура, можно сказать, что эта глава – “отчетливо ощущаемая структурная единица романа”. Сцена объяснения Онегина с Read More ......
  6. На протяжении действия романа Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” две фигуры полностью занимают поле читательского внимания: Онегин и Ленский. Переплетение судеб этих героев составляет одну из главных интриг произведения. Эти образы в романе противопоставлены друг другу. Сам автор говорит об Read More ......
  7. Молодой дворянин Онегин, встречаясь с Татьяной, пребывает в глубоком разочаровании от жизни, поэтому и на ее любовь он реагирует благородно, но с опаской, отдавая себе отчет в том, что не способен стать благопристойным мужем и отцом семейства, что так поощряется Read More ......
  8. И снится чудный сон Татьяне. А. С. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин – тонкий психолог, прекрасно понимающий душу человека. Его роман “Евгений Онегин” является достоверной картиной русской жизни начала XIX века. Включая в повествование сон героини, автор помогает читателю понять образ Read More ......
Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода из 6 главы романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

Роль А.С.Пушкина в русской литературе первостепенна. Благодаря деятельности поэта, национальная литература освободилась от подражательности, приобрела самобытность. Появились произведения совершенно иного толка, как по форме, так и по содержанию.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — исключительное произведение Пушкина. Исключительное по своей новизне, по отображению характеров и нравов, по описанию эпохи, по количеству нежных элегий, по уровню поэтического мастерства.

В центре повествования два молодых человека — Евгений Онегин и Владимир Ленский. Онегин – молодой, столичный dаndy, по праву рождения и воспитанию – аристократ. На празднике жизни он один из первых: «забав и роскоши дитя», гений «науки страсти нежной».

Онегин там, где бесконечная вереница балов и праздников, театров и ресторанов, гуляний и маскарадов.

Но, будучи человеком острокритического ума, Онегин быстро теряет интерес к светской жизни. Онегин выше окружающей толпы. Мишура света больше не прельщает его.

Волею судеб он оказывается в деревне, где знакомится с Владимиром Ленским, человеком со взглядами, ему, Онегину, противоположными.

Ленский принадлежит к типу молодых людей, которые восторженно и упоенно относятся к жизни. Он — романтик, вольнодумец, поэт. Скептицизм и скука ему не знакомы.

Казалось бы, молодые люди совершенно разные. По своему нравственно-психологическому облику Онегин — индивидуалист и эгоист. Ленский – совсем другой. Он по-юношески пылко верит в любовь, идеальную дружбу. Он живёт, повинуясь не рассудку, а по зову сердца. Рационализм – не его стихия.

Но, несмотря на существенные различия, у этих двух героев есть общее. Они оба – без настоящего, мужского дела. Перспектив принести в дальнейшем пользу своей Отчизне нет. Они оба – продукты своего времени и своего общества.

В деревне, на вольных просторах, Онегин и Ленский подружились. И, несмотря на то, что «меж ними все рождало споры», отношения между приятелями сложились, и на первых порах ничто не предвещало беды.

Но, как это нередко бывает в романах, жизнь и смерть идут рядом.

Дуэль, возникшая между Онегиным и Ленским, – центральный, поворотный момент в романе «Евгений Онегин». Какие события привели к дуэли?

Поводом для дуэли стало некорректное поведение Онегина как по отношению к своему другу Ленскому, так и к невесте Ленского, Ольге. На одном из праздников Онегин демонстративно флиртует с Ольгой. А она, барышня недалёкая, пустенькая и легкомысленная, поддаётся флирту. Ленский взбешён и требует разрешения ситуации на дуэли.

Почему Онегин начал оказывать знаки внимания Ольге, которая ему никогда не нравилась? Дело в том, что он хотел отомстить Ленскому за то, что тот привёз его на праздник к Лариным, на котором Татьяна (влюбленная в Онегина) показала себя не с лучшей стороны. Татьяна не смогла скрыть своего истерико-нервического настроения, не приличествующего данной ситуации. А волнительных, нервных настроений Онегин органически не выносил.

«Траги-нервических явлений,
Девичьих обмороков, слёз
Давно не мог терпеть Евгений…»

Онегин был рассержен и на Ленского, доставившего его к Лариным, и на Татьяну.

Ленский, видя неподобающее поведение Онегина и ответные знаки внимания Ольги, вызвал Онегина на дуэль.

Записку Онегину передал «Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман».

Дуэль

Дуэль – развязка, событие нередкое в художественной литературе. Исконных корней на русской почве дуэль не имела. Для русских решение спорных вопросов посредством дуэли не характерно. Эта «процедура» заимствована русскими в Западной Европе. Само слово «дуэль» происходит от французского слова duel.

Почему так быстро наступила развязка? Почему спорный вопрос мог быть разрешен лишь единственным способом – кровавым поединком? Для понимания этого вопроса нужно знать некоторые биографические факты из жизни героев романа.

Формирование личностей Онегина и Ленского прошло под влиянием западных идеологий.

При воспитании Онегина, проходившем под руководством французских учителей и гувернёров, упор делался не на научное и трудовое начало, а на стремление сделать из подопечного светского человека с соответствующими привычками. Дуэль — неизбежный спутник светских раздоров. И Онегин в душе был всегда готов к дуэли.

Кроме того, Онегин — дворянин, а все недоразумения в дворянской среде в то время было принято выяснять на дуэли.

Ленский, в свою очередь, получивший образование за границей, в Германии, так же как Онегин, был оторван от родной почвы. Он находился под влиянием модного тогда в Европе романтического направления. Туманные идеи представителей немецкой романтической школы внушались ученикам. Ученики жили под влиянием этих идей, то есть в мире грёз и фантазий.

Идеалы вечной любви, победа добра над злом, брошенная перчатка, пистолеты – вся эта «романтика» была у Ленского в крови. Далеко была только истинная действительность, истинное положение вещей.

Ленский в порыве гнева, руководствуясь правилами чести, решается убить Онегина. И погибает, как он считает сам, за честь Ольги. Он воплощает в жизнь идею стать «её спасителем». При этом с Ольгой откровенно поговорить он не считает нужным. Гордыня не позволяет.

Гордыня – существенное зло. Она блокирует истинные качества человека, вводит его в круг нелепых заблуждений. Ольга не собиралась изменять Ленскому. Онегин не имел никаких видов на Ольгу. И если бы Ленский смирил свою гордыню, разобрался во всём этом, то дуэли бы не было. И не сложил бы Ленский свою голову раньше времени.

Страшная жизненная правда заключается в том, что судьба Пушкина, нашего любимого и столь рано ушедшего поэта, оказалась сходной с судьбой Ленского. Пушкин также был убит на дуэли.

Между дуэлями Ленский – Онегин и Пушкин — Дантес есть сходство. Обе дуэли происходили в зимнее время (на снегу). Пистолет Онегина той же марки (работа Лепажа), что использовал в свой роковой день Пушкин. Обе дуэли проходили a la barriere (стреляться на барьер).

Возможна ли была отмена дуэли? Почему же Онегин принял вызов? Ведь он прекрасно понимал, что погибнет либо он сам, либо его друг. Хотя в своих силах он был уверен. При этом он понимал, что причина дуэли ничтожна. По сути, он мог бы объясниться с Ленским. Но вступать в переговоры с восемнадцатилетним мальчиком – он не такой! Да и что скажет свет? И хотя соседей помещиков он презирает и ни во что ни ставит, пренебречь общественным мнением он не может. Прослыть в чьих-то глазах трусом – это не по нему. Раз уж так сложилось и ему брошена перчатка — он обязан принять вызов на дуэль. Таков был кодекс дуэльной чести, который, в свою очередь, был связан с понятием «дворянская честь».

Были ли какие-то косвенные способы у Онегина предотвратить дуэль? Были. И он ими воспользовался. Во-первых, ко сроку дуэли Онегин опоздал. Неприбытие вовремя уже могло привести к отмене поединка. Во-вторых, он привёз в качестве своего секунданта – лакея, слугу-француза Гильо. Выбрав на роль секунданта слугу, Онегин грубо нарушил общепринятый, пусть и не писанный, дуэльный кодекс: состязание, как дело чести, могло произойти только между дворянами. И секунданты, как свидетели поединка – не исключение, они должны были тоже принадлежать к высокому сословию. Онегин не привёз лицо благородного происхождения, к тому же лакей был ещё и иностранцем.

Зарецкий, секундант Ленского, в этом случае, должен был высказать претензию и остановить поединок. Но отставной офицер Зарецкий был слишком кровожаден. Презрев то, что ему не оказана положенная дворянину честь, он просто «губу закусил». Он не отменил дуэль.

В результате Ленский убит. Онегин «мгновенным холодом облит» движим раскаянием. Его друг больше никогда не встанет. Зарецкий же везёт домой страшный клад. Таков результат дуэли.

Заключение

Роман «Евгений Онегин» современники Пушкина не все поняли и не все приняли. Единственное, в чём они были солидарны: роман никого не оставил равнодушным. Прошли века. Сменились эпохи. Но мы до сих пор продолжаем спорить, перечитывать роман, переживать за героев. Роман Пушкина задел за живое.

Нам жаль восторженного юношу Ленского. Пушкин вложил в руки Онегина пистолет, чтобы устранить Ленского. Которого, как и Онегина, критики причислили к «лишним людям» в обществе, не к борцам, к людям, не способным привести общество к развитию.

Роман «Евгений Онегин» – величайшее произведение, созданное Александром Сергеевичем Пушкиным. Свое творение поэт писал в течение восьми лет. За этот промежуток времени в его судьбе произошли изменения. Он пережил южную ссылку, был на два года изгнан в село Михайловское, разрывался между Москвой и Петербургом.

Дуэль Онегина и Ларина – это трагичный и загадочный эпизод в романе Александра Сергеевича Пушкина. На данный момент Онегину исполнилось 24 года, он взрослый мужчина. Ленскому всего восемнадцать лет. Они друзья. Онегин к своему

Молодому другу относится немного покровительственно, он по-взрослому смотрит на его юный жар и бред. В характере друзей много сходных черт. Они оба достаточно яркие личности, оба эгоцентричны. К помещикам относятся одинаково, так как знают им цену. Но все-таки они разные. Дружба у них прекращается после инцидента на именинах у Татьяны Лариной. Евгений решил немного отомстить Ленскому, который пригласил его на именины. Онегин забывает, что его молодой друг искренне любит Ольгу Ларину, флиртует с ней. Ольга, как обычная женщина, рада вниманию и ухаживаниям Онегина, забывает о Ленском. Он, Владимир, взбешен, покидает бал с мыслями отомстить своему обидчику. Чуть позже с торжества уезжает Онегин, ему стало скучно.

На следующее утро Онегину приносят послание о том, что его вызывает на дуэль Владимир Ленский. Послание приносит Зарецкий. Незначительная ссора – лишь повод для дуэли. Причину надо искать намного глубже. В их конфликт вмешивается огромная сила, на которую ничем нельзя повлиять. Силой является общественное мнение. Носителем данной силы и явился Зарецкий. Автор ненавидит его, в каждом слове, написанном про него, слышим неприязнь великого поэта. Зарецкий раньше был повесой, атаманом картежной шайки, да просто бандит, а теперь он примерный семьянин, на котором держится мир фляновых и петушковых. Он, Зарецкий – законодатель, опора мира, вершитель приговоров и хранитель законов.

Онегин, все прекрасно понимает, но изменить ничего не может. Если бы он не боялся общественного мнения, то мог бы все исправить. Достаточно было бы просто извиниться перед своим молодым другом Ленским, объяснить ситуацию, да просто сказать: «Я был не прав!» Но уже поздно! В их отношения вмешался бывалый дуэлист, который только разовьет событие с новой силой. Да еще мнение высшего света, разве Онегину приятно будет слышать в след упреки и насмешки в трусости. В Онегине говорила совесть, но разве он мог ее услышать. Для того чтобы поступить так, как велит совесть надо обладать мужеством, следовательно, восстать против мнения буяновых и пустяковых.

Ленский, напротив, очень рад, что его вызов на дуэль принят. Он обижен на Ольгу, не хочет ее видеть, но не выдерживает и идет к Лариным. Возлюбленная его встречает, как ни в чем не бывало, ласково, только с одним упреком, почему он так неожиданно покинул бал. Владимир осознает, что он еще любим. Он не чего не говорит Ольге, с тоской смотрит на нее и уходит. Дома спать не ложится, пишет стихи. Онегин не о чем не переживает, спокойно спит всю ночь, да еще и на дуэль опаздывает. На дуэли Евгений Онегин вынужден убить своего молодого друга. Он презирает, ненавидит высшее общество, но все-таки считается с его мнением, боится, что над ним будут смеяться и упрекнут в трусости. Евгений губит ни в чем неповинную душу, из-за ошибочного чувства чести. Кем бы стал Ленский, будь он жив? Есть два варианта ответа, на этот вопрос. Первый, Ленский мог бы стать декабристом. Второй, может быть, стал бы просто обывателем. В. Г. Белинский считал, что Владимира, скорее всего, ждал бы второй вариант развития. Но Ленский убит.

Я думаю, что, скорее всего, для Ленского, это хорошее стечение обстоятельств, как бы это ужасно не звучало, так как для него это был единственный выход, ведь он не был готов к жизни в обществе начала XIX века. Любовь Ольги недолго длилась. Она поплакала, да и забыла Ленского. Вскоре влюбилась в улана, который ее обворожил, вышла за него замуж и уехала с ним. Вот Татьяна не перестала любить Онегина. Она стала понимать всю его истинную сущность, он пред ней предстал настоящий. Онегин после дуэли уехал путешествовать по России. Ленского похоронили рядом с селением.

Дуэль Онегина и Ленского из шестой главы романа «Евгений Онегин»– загадочный и во многом неясный эпизод. Зачем понадобилось автору сводить друзей в смертельном поединке?

Пушкин проверяет своих героев разными способами: любовью, отношением к тем или иным жизненным явлениям. Но для полного раскрытия образов необходимо нечто более весомое. И поэт находит прием: проверка убийством. В истинности дружеских отношений между Ленским и Онегиным сомневаться не приходилось до сцены на балу, на которой Онегин решил от скуки посмеяться над высоким чувствами Ленского. Если бы он только знал, чего будет стоить эта невинная шутка.

Поводом для дуэли послужила ревность Ленского. Она, впрочем, не имела достаточных оснований. Легкий флирт, который позволил себе Онегин, не представляется достаточной посылкой для того, чтобы пустит пулю в грудь другу.

Но у Ленского был "злой гений". Пушкин напрямую не говорит о влиянии Зарецкого на решение Ленского стреляться. Но по некоторым деталям нетрудно догадаться, кто склонил молодого восторженного юношу к подобному поступку.

Зарецкий не представлял собой ничего интересного:

…некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный…
...Раз в настоящем упоенье
Он отличился смело в грязь
С коня калмыцкого свалясь
Как зюзя пьяный, и французам
Достался в плен: драгой залог!

Зарецкий, вызывающий улыбку у автора («Живет, как истинный мудрец, / Капусту садит, как Гораций, /Разводит уток и гусей / И учит азбуке детей»), был большой любитель «друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их». Из чего можно сделать вывод, что именно он склонил молодого поэта к дуэли.

Получив записку от друга, Онегин чувствует свою вину:

Во-первых, он уж был не прав…
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно.

Так рассуждает главный герой накануне дуэли. Но не отказывается. Почему? Онегиным движет боязнь общественного мнения? Но не он ли с презрением относился к свету и его суждениям? Онегин решает участвовать в этом фарсе.

Дуэль между друзьями и была фарсом. Ведь было много причин остановки или полного отказа от дуэли. Зарецкий был единственным распорядителем дуэли. Он сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход. Еще при первом посещении Онегина, при передаче картеля, он обязан был обсудить возможности примирения. Перед началом поединка попытка окончить дело миром также входила в его прямые обязанности, тем более что кровной обиды нанесено не было, и всем было ясно, что дело заключается в недоразумении. Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент: появление Онегина со слугой, французом Гильо, вместо секунданта было ему прямым оскорблением (секунданты, как и противники, должны быть социально равными), а одновременно и грубым нарушением правил, так как секунданты должны были встретиться накануне без противников и составить правила поединка.

Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив Онегина неявившимся, так как Евгений опоздал более чем на час. Очевидно, что тот, кто желает безусловной смерти противника, не стреляет сходу, с дальней дистанции и под отвлекающим внимание дулом чужого пистолета.

В сцене дуэли Зарецкий является представителем света. Поэтому можно сказать о символичном значении всего поединка. Евгений, который представлял себя свободным от предрассудков, выказал себя всего лишь как человек своего общества и круга. Его попытка оградиться от стереотипов потерпела крах. Он оказался несвободен от мнения окружающих, побоялся стать объектом провинциальных сплетен. Так Пушкин раскрыл парадоксальность и двойственность характера своего главного героя, его неустойчивость и беспринципность.

Трагедия Онегина в его неумении ценить простые и искренние человеческие чувства. Он отвергнул искреннюю любовь Татьяны, а теперь убил своего друга. Можно трактовать всю сцену дуэли и поведение во время нее Онегина как попытку Пушкина сделать его убийцей поневоле. Но у него был шанс остановиться. Сам автор неоднократно спрашивает уже во время поединка:

Не засмеяться ль им пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?…

И отвечает:

Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.

Пушкин называет стыд Онегина «ложным». Это ли не ответ автора?

Пушкин еще вынесет приговор своему герою. Финал романа показывает, что оправдан Онегин не будет. Кроме того, он навсегда войдет в историю русской литературы не как герой-идеал, герой-пример, но как «лишний человек» и обладатель холодного сердца и черствой души.

– самый трагичный эпизод романа «Евгений Онегин». Особый драматизм сложившейся ситуации придает тот факт, что молодые люди были лучшими друзьями. Желчный , неохотно подпускавший к себе людей, тем не менее охотно проводил с Ленским время. Что же послужило причиной дуэли и какие события ей предшествовали?

Первым тревожным звоночком в романе становится , в котором она видит смерть Ленского от руки Онегина. Проснувшись, она пытается отыскать в книге значение сна, но сонник не дает ей ответа. Однако для очевидно, что страшное и зловещее видение не сулит ничего хорошего.

Наутро в доме Лариных собираются гости. Приезжают также и Ленский с Онегиным. Последнего сажают за столом напротив Татьяны, что приводит ее в ужасное смущение. Она краснеет, едва слышит обращенные к ней слова гостей, и только большим усилием воли сдерживает слезы. От Онегина смятение Татьяны не укрывается, но оно только раздражает и смущает его самого:

Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит. Но девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,

Надулся он…

Евгений зол на друга за то, что привез его к Лариным, и решает отомстить и рассердить его самого. Как только начались танцы, Евгений сразу же приглашает , всем своим поведением надеясь взбесить друга:

Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет…

Ленский не может поверить своим глазам: Ольга, его невеста, танцует с его лучшим другом! Едва дождавшись конца танца, он сам приглашает ее – но она уже обещала Онегину. В негодовании Ленский покидает бал и позже передает бывшему другу записку с вызовом. Онегин отвечает согласием, однако позже корит себя за поведение на балу и по здравом размышлении приходит к выводу, что вел себя недостойно и глупо. Но теперь уже поздно что-то менять.

Ольга же, будучи ветреной и увлеченной собой девушкой, даже не понимает, какую боль причиняет своему жениху, позволяя Онегину ухаживать за собой. Ей приятно его внимание, и ревности Ленского она не замечает. Когда поэт решает увидеться с Ольгой перед дуэлью, она встречает его как ни в чем не бывало, будто на балу ничего не произошло – и сама она искренне так считает. Ленский, думая ее смутить своим появлением, удивлен и растерян. Он готов простить возлюбленную, но не меняет решения стреляться с обидчиком:

Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал…

Попытки Онегина сорвать дуэль ни к чему не приводят. Он нарочно опаздывает – из-за этого дуэль по правилам можно было перенести; берет в секунданты своего слугу – это тоже было нарушением. Но Ленский настроен решительно, и не придает значения этим нюансам.

Итак, смерть Ленского становится причиной его слепой ревности, жестокости его лучшего друга и ветрености его невесты. Возможно, дуэли и можно было бы избежать, но горячность и гордость обоих героев не позволили им отказаться от задуманного.