Русский язык начальной школы. Тетрадь с печатной основой по русскому языку Упражнение в чистописании

Великий и могучий русский язык в современности постепенно утрачивает свою мощь и звучание, а все потому, что не уделяется ему детьми должного внимания. Конечно, в нем ведь столько правил, их ведь все нужно заучить, да еще и уметь потом применить на практике. Зачем все это, если ребята друг друга понимают и с ошибками? Поэтому первоочередная задача родителя и учителя - объяснить, зачем учить русский в школе, почему важно писать и говорить грамотно. А уже вторая - научить ребенка русскому языку. Мы поможем вам в обучении ученика начальной школы (1,2,3,4 класс) методическими пособиями и статьями. У нас можно бесплатно скачать и распечатать учебники и тетради на печатной основе по русскому языку для начальной школы.

  • Поход в "Музейный дом" из учебников русского языка и литературы, Чуракова

    Программа "Перспективная начальная школа", видимо, делает упор на гуманитарное воспитание ученика. А иначе чем объяснить такое обилие картин различных художников и заданий, с ними связанных, в учебниках русского языка и литературы. Авторы учебников (Чуракова и др.) "открыли" целый "Музейный дом", в котором собрали сами картины с подписями. Этот "Музейный дом" находится в конце учебников литературы. Таким образом, на

    ...
  • ГДЗ Русский язык учебник 4 класс 2 часть Каленчук, Чуракова, Малаховская. Ответы на задания ✍

    Ответы к заданиям учебника Русский язык за 4 класс. Часть 2. Авторы: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Малаховская О.В.. Вторая часть линейки учебников русского языка программы "Перспективная начальная школа", по традиции, служит для развития речи и плюсом содержит к тому - же справочную информацию, на которую ссылаются первая и третья часть учебника.

  • Обратный словарь из учебника русского языка 2 класс 2 ч., Чуракова, Каленчук

    В конце учебника "Русский язык 2 класс 2 часть", авторы которого М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, есть обратный словарь русского языка. В первой и третьей части той же линейки учебников множество заданий, где предполагается использование обратного словаря, но не всегда эта вторая часть оказывается под рукой, и бывает проще воспользоваться нашим словарем, который совпадает со словарем в учебнике.

  • ГДЗ Русский язык учебник 4 класс 1 часть Каленчук, Чуракова, Байкова. Ответы на задания

    Русский язык был и остается одним из основных предметов для школьного изучения в России, а потому и в четвертом классе уроки русского языка никто не отменял. Если вы/ваш ребенок учитесь по программе "Перспективная начальная школа", то учебники Чураковой, Каленчук, Байковой вам уже знакомы по предыдущим классам. Ответы к заданиям по предмету "Русский язык" за 4 класс к первой части учебника

    ...
  • ГДЗ Русский язык учебник 2 класс 1 часть Чуракова. Ответы на задания ✍

    Программа "Перспективная начальная школа" предполагает изучение русского языка по учебникам, одним из авторов которого является Чуракова Н.А. На наш взгляд учебники своеобразные, мало "писанины", много "болтовни", которую они могли бы перенести в учебник литературного чтения. Но так или иначе, если вы учитесь по этой программе, заданий из этого учебника не избежать. Мы, как всегда, готовы вам помочь и на этой

    ...
  • ГДЗ Русский язык учебник 3 класс 1 часть Каленчук, Чуракова, Байкова. Ответы на задания

    Учебник русского языка авторов Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. за третий класс (программа "Перспективная начальная школа"), его первая частьрассмотрена на этой странице ГДЗ от 7 гуру. Учебник в трех частях, видимо, чтобы не пугать учеников третьего класса объемом, разбит на небольшие порции. Задания не сложные, писать будем не много, подчеркивать тоже, сочинять и того меньше. В общем, это далеко не углубленное

    ...
  • Ах эти словарные слова, их так много, как их все запомнить бедному ученику? Очень просто! Давайте подключим к запоминанию зрительную память. Перед вами карточки с картинками, частично заменяющими сложные места в словарных словах. ребенок запоминает образ слова, а не пустые буквы. Этот образ остается в памяти надолго, ученику не придется заучивать эти слова заново.

  • Определение спряжения и личных окончаний глаголов + карточки-тренажеры 🎥

    Определение спряжения глаголов и написание их окончаний - сложная тема. Простая на первый взгляд, но детьми усваивается медленно. Отработать тему, попрактиковаться помогут карточки.

  • Где ставить ударение в словах

    В русском языке каких-либо четких правил и указаний о том, как ставить ударение в словах, практически нет. Ударения в словах ставятся на основании словарей. Но ведь не станешь смотреть в словари при каждой необходимости уточнить, где ставить ударение. Поэтому попробуем с вам сформулировать общие принципы постановки ударения. В принципе, если все это запомнить, можно стать как минимум в два раза грамотнее. Давайте разберемся, где

    ...
  • ГДЗ Русский язык рабочая тетрадь 3 класс 2 часть Климанова, Бабушкина

    Вот вы держите в руках и вторую часть рабочей тетради по русскому языку, авторы Климанова и Бабушкина. Вероятно, вам нужны к ней ответы на задания? Все понимаем, домашнего задания задают много, на выполнение заданий в рабочей тетради на печатной основе остается не так уж и много времени, особенно если учесть кружки, секции, обязательные для детей прогулки на свежем воздухе и прочее. Чтобы облегчить жизнь ученикам и

    ...
  • ГДЗ Русский язык рабочая тетрадь Канакина 4 класс 2 часть. Ответы на задания

    ГДЗ ко второй части рабочей тетради по русскому языку за четвертый класс автора Канакина продолжает цикл наших ГДЗ на 7 гуру.

  • ГДЗ Русский язык 2 класс тетрадь для самостоятельной работы № 1 Байкова, Малаховская, Гольфман. Ответы на задания

    Ответы по предмету Русский язык 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1. Байкова Т.А., Малаховская О.В., Гольфман Е.Р.

  • ГДЗ Русский язык рабочая тетрадь Канакина 2 класс 2 часть. Ответы на задания

    Занимаетесь русским языком по рабочим тетрадям? Отлично! Что-то не поняли? Не беда. ГДЗ на 7 гуру придут вам на помощь. Поможем и вам, второклассники, разобраться и правильно выполнить упражнения, и вам, взрослые, проверить работу ученика. На этой страничке ответы ко второй части рабочей тетради по русскому языку за второй класс, автор тетради Канакина, программа "Школа России".

  • ГДЗ Русский язык учебник 4 класс 1 часть Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

    Кто учится по перспективе, тому знакома эта серия учебников по предмету русский язык, авторы которой Климанова и Бабушкина. Четвертый класс не стал исключением, те же авторы снова с нами и задают нам новые задания. Но с вами и мы - ГДЗ на 7 гуру, поэтому делать упражнения по русскому языку будет гораздо легче. У нас только правильные ответы на задания. Ответы к 3-му изданию.

  • Сочинение по картине "Первый снег", Пластов

    Давайте внимательно рассмотрим картину. На переднем плане, справа, две детские фигуры - девочки и мальчика. Это брат и сестра. Они с нетерпением ждали наступления зимы, и вот выпал долгожданный первый снег, одел землю белым покрывалом. Радость детей настолько велика, что они не смогли усидеть дома и, кое-как накинув на себя одежонку, выскочили на крыльцо.

  • Вспомним, что сложное предложение - это предложение, в котором несколько основ. Что такое основа? Это главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Между частями сложного предложения всегда ставится запятая. Повторите эту тему и вы сможете написать любой диктант по ней на пять. Вот вам несколько пробных диктантов для тренировки.

  • На этой страничке мы - 7 гуру - собрали для вас диктанты пот теме "Однородные члены предложения". Обратите внимание, что предложения в них и простые, и сложные, повторите эти темы перед работой над диктантом. Обращайте внимание не только на расстановку знаков препинания, но и на изученные орфограммы, потому как оценка снижается за любую ошибку, а не только за ту, которая относится к теме диктанта.

  • Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами

    Однородные члены - слова, которые относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения и отвечают на один и тот же вопрос. Однородными могут быть любые члены предложения: подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Чтобы найти однородные члены, нужно сначала найти главные члены, а затем составить все возможные словосочетания и выделить те слова, которые зависят от одного и того же слова и отвечают

    ...
  • ГДЗ Русский язык рабочая тетрадь 3 класс 1 часть Климанова, Бабушкина

    Снова и снова начну с того, что хоть эти тетради по русскому языку на печатной основе и предусмотрены программой Перспектива, на них школе денег не выделяют и родители вынуждены покупать тетради за свой счет. Стоят они не маленько, рублей 250-300 за 1 часть, а смысла в них не много. Поэтому родители совместно с учителем часто принимают решение не покупать рабочие тетради авторов Климановой и Бабушкиной. В таком случае учитель

    ...
  • ГДЗ Русский язык учебник Канакина, Горецкий 2 класс часть 1. Ответы на задания

    На обложке этого учебника изображен шут, но задания в нем далеко не шуточные, потому что учебник этот по русскому языку. Ну а если без шуток, первая часть учебника русского языка за 2 класс. Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Программа Школа России. Все задания довольно простые, если вы в первом классе домашку делали исправно. В первом классе мы вам помогали с домашним заданием, и во втором поможем. Так что в случае

    ...
  • Словарные слова 1-4 класс по УМК "Перспектива", Климанова

    Список словарных слов за 1-4 класс по УМК "Перспектива", автор учебников Климанова.

  • Словарные слова 1-4 класс по УМК "Школа России"

    Словарные слова из орфографического словарика по УМК "Школа России", авторы учебников Канакина, Горецкий.

  • Словарные слова 1-4 класс по УМК "Ритм" Рамзаева

    Список словарных слов за 1-4 класс по УМК "Ритм", автор учебников русского языка Рамзаева.

  • Словарные слова 1-4 класс по УМК "Школа 21 века"

    Список словарных слов за 1-4 класс по УМК "Школа 21 века".

  • Словарные слова 1-4 класс по УМК "Перспективная начальная школа"

    Почему важно выучит словарные слова? Потому, что они не подчиняются правилам русского языка и к их написанию нельзя прийти логически. Остается заучить и попрактиковаться писать их в диктантах и изложениях, чтобы закрепить знания. На этой страничке выкладываем все словарные слова по русскому языку по программе "Перспективная начальная школа".

  • Список словарных слов 1-4 класс "Школа 2100"

    В русском языке довольно много слов, которые нужно просто запомнить, заучить их написание. Они не подчиняются правилам русского языка. Такие слова называют словарными. В каждой учебной программе в зависимости от автора ученики изучают свои словарные слова. Многие повторяются из программы в программу, но разница все же есть, и это становится одной из сложностей при переходе ребенка из класса с одной программой в класс с

    ...
  • Лес переливался весёлыми звёздами росы. Раздавались птичьи голоса. Во мху таились крепкие молодые боровички. По веткам сосны прыгала молодая белочка. Вот она спустилась на землю, пересекла полянку, подобралась к белому грибу. Вдруг появилась старая лисица. Белочка заметила опасность, мигом очутилась она на высокой берёзе. Лисица сторожила за кустом. Белочка заметила

    ...
  • В четвертом классе будем повторять материал, изученный на уроках ранее, в 1-3 классах, и узнаем много нового из орфографии и пунктуации русского языка. Если ваша программа Школа России, продолжаем учиться по учебникам русского языка и рабочим тетрадям, автором которых является Канакина. Само построение рабочей тетради не

    ...
  • ГДЗ Русский язык рабочая тетрадь Канакина 3 класс часть 1. Ответы на задания

    Готовые домашние задания или ГДЗ к первой части рабочей тетради за третий класс по предмету Русский язык, автор тетради Канакина, облегчат жизнь не только самим третьеклассникам, но и их родителям.

  • ГДЗ Русский язык рабочая тетрадь Канакина 2 класс часть 1. Ответы на задания

    ГДЗ по русскому языку. 2 класс. Часть 1. Рабочая тетрадь. Канакина В. П. Продолжаем изучать великий и могучий русский язык, поближе знакомиться с текстом, словами, буквами и звуками. Если вы учитесь по программе "Школа России", то автор вашей рабочей тетради по русскому языку Канакина В.П.. Не все учителя используют такие рабочие тетради при проведении уроков, поскольку они не бесплатно предоставляются школой, а родители

    ...
  • Вот и перешли вы в третий класс, и снова начались ваши любимые уроки русского языка. Если вы учитесь по программе "Школа России", то вам выдали учебники по русскому языку авторов Канакина и Горецкий. Будут и новые темы, и повторение и закрепление изученного во втором классе. Вооружайтесь ручками, простыми карандашами и линейками! У пражнения

    ...
  • Правила правописания слов с заглавной (прописной, большой) буквы

    Прописная, или заглавная, буква - буква, которая увеличена в размере в сравнении со строчными буквами. С прописной буквы пишется первое слово текста, а также первое слово после точки, многоточия, вопросительного и восклицательного знаков, заканчивающих предложение. Примечание 1. Обычно пишется с прописной буквы первое слово каждой строки в стихотворениях независимо

    ...
  • Звуковой анализ слов

    Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добукварный, чисто звуковой период обучения. Буква - это знак звука.

  • Задания на лето "Школа семи гуру" из 4 в 5 класс

    Вот почему-то в первом классе и ученики, и родители относятся к учебе более ответственно, чем во втором, а тем более - в четвертом классе. И рекомендации учителя выполняют, и всю литературу летом по списку читают, и задания развивающие делают. Да и учителя по окончании четвертого класса как-будто открестились от своих учеников, заданий на лето не дают, даже, порой, о книгах

    ...
  • Рабочая тетрадь "Русский язык. Задания на лето. Иду в 3-й класс. Швецова А.П." призвана стимулировать ребенка заниматься русским языком в игровой форме а летних каникулах, чтобы не растерять все свои навыки, приобретенные за второй класс.

  • Любой глагол можно поставить в такую форму, которая называется начальной. Ее также называют неопределенной формой глагола или инфинитивом. Такое название неопределенная форма глагола получила в связи с тем, что она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, которые отвечают

    ...
  • ГДЗ Русский язык 2 класс учебник 2 часть. Климанова, Бабушкина. Ответы на задания ✍

    В программе "Перспектива" начальной школы настольной книгой учеников по предмету русский язык является учебник авторов Климановой и Бабушкиной. Продолжаем работать с учебниками и рабочими тетрадями этих авторов. Программа все более сложная, во второй части вы уже будете все чаще заглядывать в наши ГДЗ. Надеемся, что вы быстро

    ...
  • ГДЗ Русский язык учебник Канакина, Горецкий 4 класс 2 часть. Ответы на задания

    Готовые домашние задания по учебнику русского языка за 4 класс, вторая часть, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, программа Школа России. Решебник проверен и одобрен учителем начальных классов.

  • Дисграфия среди школьников встречалась всегда, но в последнее время это расстройство внимания стало еще более распространено. Ребенок с дисграфией пропускает буквы или слоги в словах, и даже целые слова, меняет местами слоги, дублирует один и тот же слог. С такими детьми необходимо работать над развитием зрительного внимания. Есть некоторые приемы, которые помогают избавиться от

    ...
  • Картину "Взятие снежного городка" Василий Суриков написал в 1891 году. Сейчас она находится в Русском музее в Петербурге. Размер полотна 156 на 282 см. В подготовке картины и созданию сцен городка, в поисках образов Сурикову помогал его брат, а крестьяне сибиряки специально для него построили снежный городок, некоторые из них позировали художнику. Так писалась

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональный лицей №6

с печатной основой

учащегося I курса

г. Владивостока

_________________________________

фамилия, имя

Владивосток 2010

Березовская Э.Г.

Русский язык. Тетрадь с печатной основой для учащихся I курса ПЛ №6 по профессии «Машинист локомотива».

Тетрадь с печатной основой предназначена учащимся по профессии «Машинист локомотива» для отработки навыков грамотного письма, постановки знаков препинания.

Система упражнений включает в себя тексты профилированного курса русского языка, помогающие пробудить интерес к выбранной профессии, элементы развития речи.

Рецензент

Технический редактор

г. Владивосток, Амурская, 90,

Профессиональный лицей №6

Введение

Нелегко заслужить право называться машинистом.

Для этого нужно долго и упорно учиться, много знать и уметь.

(Из сочинения учащегося)

Цель этого пособия в том, чтобы, повторяя правила по русскому языку, донести до учащихся, что машинист – это достойная профессия, требующая трудолюбия, дисциплины. Выбор профессии – это не только определение той работы, которой каждый будет заниматься. Это ещё и раздумья о гражданском долге перед страной и народом, о будущем месте каждого в общем рабочем строю.

Данное пособие способствует обогащению лексикона учащихся, точному, конкретному подбору слов и выражений для передачи своих мыслей в устной или письменной форме. Предлагаемый материал позволяет развить интерес к будущей профессии, приблизить обучение к жизни во всем многообразии её форм и проявлений.

§1 Правописание безударных гласных, сомнительных согласных в корне слова.

Справка: см. таблицы стр. 2,4

Упражнение 1.

Мы с тобою стоим на пл..тформе н..чной

Под искрящимися ог..ньками.

Время быстро пройдет и гудок загудит –

Эл..ктричка приедет на нами.

Вот и сели в в..гон, по..зд двинулся в путь,

Св..тофорам сказав: «До свидания!».

И лишь только огонь ярко-красный вд..ли

Улыбнулся ему на прощание.

Сколько силы и смелости в по..зде том,

Что летит на подъем, будто птица!

Ну а нам, словно в пам..ть о прожитых днях,

Эл..ктричка вс..гда будет сниться.

Выпишите слова, относящиеся к железной дороге.

Упражнение 2.

Прочитайте текст.

Чтобы вести поезд по графику в непогоду, машинист должен обладать не только большим опытом, высоким

мастерством и знаниями, но и личными качествами: самообладанием, осторожностью, сдержанностью, осмотрительностью. Быстрота и точность рабочих движений – тоже требования, предъявляемые машинисту локомотива. Машинист должен уметь с точностью до нескольких сантиметров рассчитать тормозной путь таким образом, чтобы поезд остановился именно там, где стоит указатель «Остановка первого вагона», а не дальше и не ближе. Машинист – профессия необходимая обществу, требующая особой бдительности и мастерства.

Письменно ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать машинист?»

Упражнение 3.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и указывая в скобках проверочные слова.

Образец: скоростная (скорость) дорога.

Проез..ной билет; ве..ти поез..; пригородная эл..ктричка; входной св..тофор; т..рмозной путь.

§2 Деловые бумаги

Каждому из нас приходилось сталкиваться с деловым письмом. Очень часто в таких бумагах допускают ошибки, а подчас не знают, каким образом такие бумаги оформляются. А все достаточно просто.

Заявление 1

Ректору Хабаровского

института инженеров

железнодорожного транспорта

профессору Сергееву А.Н.

от Штатнова Сергея Ивановича,

проживающего по адресу:

600002, г. Владивосток,

ул. Некрасовская, д.15, кв.7.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу допустить меня к вступительным экзаменам на факультет «Электротранспорт» по специальности «Электрооборудование подвижного состава».

09.05.2010 г. С. Штатнов

Заявление 2

Директору ПЛ №6

Наломе В.И.

от учащегося 912 гр.

Иванова А.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу Вас разрешить мне отсутствовать на занятиях 3 марта 2010 года, так как в этот день пройдут спортивные соревнования на призы г. Владивостока.

Меня включили в юношескую сборную ПЛ №6 по волейболу для участия в этих соревнованиях.

02.03.2010 г. А. Иванов

Автобиография

АВТОБИГРАФИЯ

Я, Степанов Сергей Никитич, родился 17 апреля 1963 г. в Москве, в семье служащих. Родители: отец – Степанов Никита Евгеньевич – техник-конструктор, мать – Степанова Агриппина Саввична – оператор ЭВМ.

В 1980 г. я окончил 10 классов средней школы №15 и поступил в строительный техникум. В 1983 г. по окончании техникума я был направлен на работу в строительный трест «Север» на должность помощника мастера.

В 1985 г. меня призвали в ряды Советской армии.

После службы в армии в 1987 г. я переехал во Владивосток и устроился на работу бригадиром строителей в СМУ №14, где работаю по настоящее время.

Женат. Жена – Степанова Лидия Ильинична – студентка филфака Владивостокского государственного университета.

Сын – Андрей, 1989 г. рождения.

Домашний адрес: 690002, Владивосток,

пр. Красного Знамени, д.12, кв.7

09.09.2010 г. С.Н. Степанов

Объяснительная

Директору лицея №6

г. Владивостока

Наломе В.И.

от учащегося 912 гр.

Колесова С.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ

22 мая 2001 года я отсутствовал на уроке математики по уважительной причине. Накануне, 21 мая 2001 года, я был у врача-стоматолога, который установил мне временную пломбу. В случае появления зубной боли, врач посоветовал мне тут же явиться к нему. Перед уроком математики я почувствовал резкую зубную боль и был вынужден отправится в зубной кабинет. Предупредить о своем отсутствии на уроке преподавателя Зинаиду Петровну Сизову, к сожалению, не успел.

Я готов выполнить дома все задания, которые рассматривались на вышеупомянутом уроке.

23.05.2010 г. С. Колесов

Расписка

РАСПИСКА

Я, руководитель волейбольной секции спорткомплекса «Старт» Гусев П. П. взял у завхоза Никифоровой С.С. для проведения тренировок 20 (двадцать) волейбольных мячей.

Срок возврата мячей – 27.05.2010 г.

20.01.2010 г. П.П. Гусев

Доверенность

ДОВЕРЕННОСТЬ

Я, Мухина Елизавета Валерьевна, доверяю Ивановой Любови Юрьевне получить в ПЛ №6 мою стипендию за ноябрь 2009 года.

10.10.2009 г. Е.В. Мухина

Подпись Л.Ю. Ивановой _________________________

Удостоверяю

Директор ___________________ Налома В.И.

10.10.2009 г. Печать

§3 Правописание гласных в приставках.

Н и НН в различных частях речи.

Справка: см. таблицы стр. 12,13

Упражнение 4.

Прочитайте. Найдите слова с гласной в приставках, устно объясните их правописание.

Со ст..роны па..ажира наша профе..ия романтична. Зимой – это заснеже..ые рельсовые нити – две черные полосы, сигналы, прол..тающие мимо на скорости 100 км/час, деревья, укута..ые снеж..ым одеялом. Весной мы наблюдаем за тем, как просыпается пр..рода, видим первые ручьи, ощущаем зап..х наполняющихся почек на д..ревьях. На самом деле, когда пр..ходишь в кабину м..шиниста, романтика заканчивается, лок..м..тивная бр..гада начинает работать строго по инструкциям: р..гламент п..р..говоров, упр..вление т..рмозами, технический осмотр по обороту, потому что за их спиной 2000 человек, которых необходимо д..ставить до места н..значения, у каждого есть самое дорогое – это жизнь, которую лок..м..тивная бригада не вправе л..мать.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Выделимте основную мысль текста.

Упражнение 5.

Прочитайте текст. Передайте своими словами основной смысл текста.

Искусство профессии машиниста – это грамотно управлять электропоездом, разгоном и торможением, чтоб не прибыть на станцию раньше или позже графика, чтоб ограничения скорости оставались незаметными для пассажиров. Произвести разгон электропоезда особого умения не требует: реверсор вперёд и контроллёр в тягу, а вот остановить – не каждый. Вес легкового автомобиля, в среднем 800-900 килограммов, вес электропоезда 700-800 тонн, машинист полностью чувствует состав и останавливает его точно до нескольких метров у знака «Остановка первого вагона» со скоростью 70-80 км/час от края платформы, четко рассчитывая тормозной путь и давление в тормозных цилиндрах так, чтоб в момент остановки тормоза были полностью отпущены, избегая вкапывание электропоезда на месте, юз.

Помощник и машинист обязаны знать устройство электропоезда, чтоб в случае возникновения неисправности определиться, по возможности собрать аварийную схему и освободить перегон. На все манипуляции отводится всего лишь 10 минут, ведь следом идут поезда, в них тоже пассажиры.

Упражнение 6.

Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

    Идет мощный локомотив вперед,

Кто этот состав уверенно ведёт?

    Машинисту в непогоду

Помогает с давних пор

Миниатюрный и надёжный…

    Что за домики подряд

На колёсах стоят?

Подбежал локомотив

И увёл их всех, сцепив.

4. Протянулись рельсы,

Устремляясь в даль.

Знают все, что это…

    На трудном участке пути

Дорогу нам помогает перейти

Наш добрый и надёжный друг,

Конечно, это…

§4 О-а в корнях с чередованием. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Справка: см. таблицы стр. 7, 8, 20, 30 [ 1]

Упражнение 7.

Прочитайте выразительно. Как соотносятся выделенные слова с темой нашего урока?

Загорелся красный глаз:

Задержать он хочет нас.

Если красный – нет пути.

Красный свет – нельзя идти.

Железная дорога, как всегда,

Жива людьми, дающими заботу,

И, жизнь свою дороге посвятя,

Они вложили душу в ту работу.

Мы благодарны людям, им земной поклон ,

И благодарность наша бесконечна, как дорога,

Которая растёт и крепнет с каждым днём,

Сближая юг и север, запад и восток.

Становится длиннее год от года.

К каждому из выделенных слов написать по 5 своих примеров, графические обосновать.

Упражнение 8.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Во всех д..по, в которых эксплу..тируются эл..ктрички, профе..ия маш..ниста и помо..ника маш..ниста – основные, потому что маш..нист с помо..ником, подав по..зд на пл..тформу под посадку па..ажиров, остаются один на один с па..ажирами, возникающими неисправностями во время следования и зачастую с чрезвычайными ситуациями. Маш..нист и помо..ник – первые, кто может предотвр..тить несчас..ные случ..и с людьми на железной д..роге.

На линии маш..нист подчиняется правилам технической экспл..атации, инструкции по движению и м..невровой работе, инструкции по сигнализации (о сигналах светофора), графику движения – основным законам на железной дороге, зная их требования наизусть. И только слаже..нная р..бота всех людей на железной дороге – дежурных по станциями, д..спе..черов и маш..нистов – позволяет бит..ся сер..цу железных дорог, по артериям которого ежесекундно идут по..зда, переключаются свет..форы, разд..ётся вызов по рации.

Объясните постановку знаков препинания

Упражнение 9.

Спешите и вставьте пропущенные буквы.

По..зд ехал по ночной железной дороге. За окном моното..о мелькали огни станций, и ничто не нарушало спокойного сна па..ажиров в тёплом вагоне. В к..бине п..ровоза кипела р..бота. Кочегар, не переставая, подкидывал уголь в топку, а старый отытный м..ш..нист неуста..о смотрел вперед. Он точно знал, что в его последний рейс ничего не произойдёт. Он уходил на заслуже..ый отдых.

Почему пассажиры спокойно продолжали путь?

Объясните знаки препинания.

§5 Тире между подлежащими и сказуемым. Н и НН в прилагательным и причастиях.

Справка: см. таблицы стр.22, 23

Упражнение 10.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Дли..ая дорога, зажжё..ый свет..фор, установле..ый график дв..жения, опуще..ый шла..баум, взволнова..ый па..ажир, напр..жё..ая р..бота маш..ниста, ко..ея проложе..а, скор..сть сниж..на, ваго..ые ре..оры, сокр..щё..ый график р..боты.

Упражнение 11.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание Н и НН.

Это было в 1919 году.

Весенний ветерок гон..т над степью клочья паровозных дымков. Лёг..нькие бе..форменные облака проносятся в голубовато-нежной синеве и быстро та..т. Тени от облаков то скользят, то стел..тся по узким полоскам черных пашен, по бур..янам броше..ых полей, по лома..ым скатам оврагов, которые давно уже обезлесели.

Изредка слыш..тся и зам..рают вдали чере..чур резкие свистки паровозов. Справа и слева, от одного края горизонта до другого, растянулась бесконечная линия поездов. На протяжении многих километров выстроилось свыше девяноста эш..лонов. Поезда, точно гиган..ские каракатицы, медленно движутся к Кривому Рогу, ра..читывая свернуть затем на север, чтобы выйти из окружения.

В классных вагонах, в потрёпа..ых теплушках с заржавле..ыми засовами, слома..ыми дверями и точно жёва..ыми стенками, на тяжело груже..ых платформах, словно ране..ых пулями, увозится самое разнообразное имущество: арти..ерийские снаряды, свале..ые в кучи винтовки, цинковые патро..ые ящики и какие-то стальные болванки.

Упражнение 12.

Спишите, вставляя, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.

Крутая должность бригадир пути. Быть слесарем не просто. Обязанность машиниста хорошо знать машину. Овладеть тонкостями будущей профессии задача каждого учащегося.

Четыре года учебы в лицее срок небольшой. Хорошо знать устройство электровоза значит не бояться сбоев в машине.

Поездной диспетчер это диспетчер движения.

§6 Знаки препинания в сложном предложении.

Правописание непроизносимых и сомнительных согласных.

Справка: см. таблицу стр. 28,29,9

Упражнение 13.

Перепишите, расставляя знаки препинания.

Поез..ной диспе..чер

Это диспе..чер дв..жения.

Он всегда найдет ответ..т без сомнения

Где какой пройдет со..тав

Всех по графику постро..т

Перекрёс..ным поездам

Ст..лкнут..ся не позволит.

Объясните правописание слов с пропущенными буквами.

Упражнение 14.

Объясните написание выделенных слов (сформулируйте правило правописания слов с непроизносимыми согласными).

ПОДВИГ ВАСИЛИЯ БОЙКО

В ненастный день пришлось дежурить сержанту Василию Бойко. Стоит он на мосту и видит, как ползут по небу тучи, словно ужасные гигантские чудовища.

Вдруг на мост, подобно лавине, ворвался тяжеловесный состав. Небывалая скорость обеспокоила пограничника. Мимо него мелькали вагоны, груженые платформы. В одном из тамбуров Бойко успел заметить человека. Тот лихорадочно крутил рукоятку тормоза. Решение родилось мгновенно: вскочить на другую площадку и тоже тормозить. Ведь до станции близко, а на стрелках может выбить вагоны, и тогда…

Сержант ухватился за поручни лестницы , но не удержался – его отбросило на землю. Он присвистнул от неожиданности, но тут же повторил опасную попытку, и на этот раз неудачно. Однако в тамбуре тормоза не оказалось. Тогда сержант взобрался на крышу вагона. Надо было отыскать оборудованную рукояткой площадку. Но где она: в хвосте

или голове состава? Бойко увидел, что по крышам от локомотива кто-то бежит. «Там, Там!» - кричал помощник машиниста. Под ногами Бойко вагоны бешено раскачивались,

но он перепрыгивал с одного на другой, каждую секунду

рискуя сорваться. Сердце его билось сильно, стучало в висках. Наконец он добрался до тормоза и вскоре с облегчением

почувствовал , как состав постепенно снижает разгон. Поезд удалось остановить почти у самых стрелок.

(Из газет)

Укажите состав слов обеспокоить, облегчение, пограничник.

Составьте план к тексту.

§ 7 Тезис. Конспект.

Справка:

Конспект - сжатое связанное изложение статьи, лекции, доклада.

Тезис положение, кратко излагающее одну из основных мыслей лекции, доклада, статьи.

Упражнение 15

Текст1

Прочитайте и составьте конспект статьи.

Труд машиниста – очень большое напряжение: работа головой. Машинист обязан чувствовать поведение поезда, просчитывать скоростной режим на разных участках

перегона. У нас сложный рельеф местности. Если состав

более километра, то бывает так, что на подъеме перепад между локомотивом и хвостом поезда десять метров.

Машинист испытывает постоянный груз ответственности. Поезда весом шесть тысяч тонн и длиной более тысячи метров не дают машинисту права на ошибку. Именно машинист может в последний момент предотвратить аварию, приняв в какие-то доли секунды единственно верное решение.

Чем ценится настоящий профессионал? Тем, что когда машинист сел в кресло, он чувствует позвоночником каждый вагон: как он трогается, как пошёл, малейшие изменения в его поведении. Приходит это не сразу. Когда это происходит, человек становится профессионалом. Скорость 70-80 километров в час, идешь на пределе и чувствуешь все подъемы и спуски, перекаты. Если профиль ломаный, так называемая стиральная доска, то весь состав находится одновременно в нескольких состояниях - на подъеме и на спуске. Настоящий машинист никогда не оставит поезд в нормальном состоянии, этого нельзя допускать.

Состав должен находиться либо в сжатом, либо в растянутом состоянии, потому что в спокойном состоянии вагоны могут вести себя непредсказуемо, а это опять чревато обрывом автосцепки…

Что такое машинист? А вот свяжите веревочками хотя бы трое санок и попробуйте их провести так, чтобы санки друг с другом не столкнулись. У вас вряд ли получится. Машинист – профессионал проведет эти санки, и они друг друга не догонят. Я и теперь, даже в качестве пассажира, все так же чувствую поезд, чувствую машиниста, который ведет этот поезд, и могу точно сказать, машинист это или наездник…

Возвращался я из командировки на станцию Зима на поезде. Лёжа на полке, прислушивался позвоночником к вагонам.

Колёса привычно вальсировали на стыках рельсов, вагон мягко плыл по просторам Восточной Сибири. Воображение рисовало уверенного, сосредоточенного человека и его помощника, которые на несколько часов взяли ответственность за мою жизнь.

Это машинист, а не наездник, - подумал я и спокойно уснул…

    Каким должен быть настоящий машинист?

Текст 2

Прочитайте текст и составьте тезисы.

Общая характеристика железнодорожного транспорта

Основным видом транспорта являются железные дороги. Они связывают в единое целое все области, обеспечивают

потребность населения в перевозках и нормальный оборот продуктов промышленности и сельского хозяйства.

Железнодорожный транспорт в большей мере способствует освоению новых районов и их природных богатств, удовлетворению материальных и культурных потребностей людей и развитию связей с другими странами. Любая даже кратковременная задержка выполнения заявки на перевозки наносит ущерб нормальной работе предприятия, подрывает договорные основы ведения хозяйства.

Железные дороги располагают различными инженерными сооружениями, техническими устройствами и средствами, основными из которых являются железнодорожный путь, подвижной состав (локомотивы и вагоны), сооружения локомотивного и вагонного хозяйства, сооружения и устройства сигнализации, связи и вычислительной техники, электро – и водоснабжения, железнодорожные станции и узлы.

Многоотраслевое хозяйство железнодорожного транспорта представляет собой огромный, протянувшийся на многие

десятки тысяч километров конвейер, бесперебойная и безаварийная работа которого требует взаимно увязанной слаженной работы всех его звеньев.

Железнодорожный транспорт наиболее приспособлен к массовым перевозкам. Он функционирует днем и ночью независимо от времени года и атмосферных условий.

На железных дорогах сравнительно небольшая себестоимость перевозок и высокая скорость доставки грузов.

Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов в межрайонных и во внутрирайонных сообщениях. Однако постройка железных дорог требует больших капитальных вложений, зависящих от топографических, климатических и экономических условий.

На железнодорожном транспорте высока доля расходов, мало зависящих от размеров движения (ремонт зданий и других устройств), содержание административно – технического персонала.

Перевозка грузов по железной дороге на относительно большие расстояния экономически более выгодна, чем на малые, что объясняется высоким удельным весом расходов, не зависящих от дальности перевозок и удорожающих себестоимость их на коротких расстояниях. Сюда относятся расходы на начальные операции, включая подачу вагонов к месту погрузки – выгрузки и уборку их, производство грузовых операций и др.

§ 8 Обособление причастных и деепричастных оборотов

Справка: смотри таблицы стр. 26

Упражнение 16

Прочитайте текст.

Кто ведет поезд? «Конечно, машинист,» - скажете вы и будете не правы. Всем своим помощникам, друзьям, знакомым я так и объясняю, что поезд ведет ПРОВОДНИК, а не машинист. Когда вы или другие пассажиры покидаете вагон пассажирского поезда, «СПАСИБО» говорят проводнику, а про машиниста многие даже понятия не имеют. Вообще-то лучше похвалой работы машиниста является молчание, когда про тебя не помнят, не знают и даже не видят.

Сидишь в вагоне, смотришь: вокзал поплыл, прибыл на остановку, а ты и не заметил, как поезд остановился. Вот в этом и проявляется мастерство машиниста. А другой едет так, будто дрова везет, все что – то дергает, остановится так, что чуть народ с полок не падает, вот здесь машиниста вспомнят. «Обалдел, сдурел, с ума сошел», - в такой, а скорее в более жестокой форме вспомнят машиниста.

    Выписать предложение, характеризующее работу машиниста.

    Объяснить, почему лучше похвалой работы машиниста является молчание?

Упражнение 17

М…шинист л...к...м...тива это работник железнодорожного транспорта отвечающий за безопас...ность перево...ки па...жиров или товарных грузов.

М...шинисты достигшие 18 лет прошедшие медицинский осмотр выдержавшие экзамен по ПТЭ и прошедшие стажировку допускаются к управлению л...к...м...тивом.

М…шинист мож...т пр…ступить к р...боте только хорошо подг...товив электр...воз к поез...ке. Отправляясь в путь он сл...дит за пок...заниями пут...вых свет...форов наблюдает за р...ботой двиг...теля производ...т служебный р...монт подготавлива...т поезд для сдачи в д...по опр…д…ляет рациональный р...жим дв...жения по...зда

Во время поез...ки м...шинисту помогает его помо...ник обязанный безотказно выполнять требования своего начальника.

    При каких условиях машинист допускается к работе.

    Что делает машинист во время движения локомотива.

    Кто ему помогает в работе.

Упражнение 18

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

(Блок) участок, (авто) блокировка, м...ш...нист л…к...м...тива, поез...ной диспе...чер, ж...лезнодорожная ко...ея, л...к...м...тивный свет...фор, с...мафор, техника безопас...ности, (красно) ж…лтый огонь св...т...фора.

§ 9 - З, - С на конце приставок

О-Е в сложных словах

Справка: смотри таблицу стр. 10, 11

Упражнение 19

Перепишите, вставьте пропущенные буквы

    Рабочие места железнодорожников многих профессий ра...положены в непосредственной близости от движущегося транспорта.

    Работы на контактной сети прои...водятся с изолированных площадок дрезин или съемных вышек.

    Ра...тановка кадров на железной дороге должна прои...водиться в соответствии с профессиональными требованиями.

4.На железной дороге необходимо проводить рас...ледование каждого случая нарушения безопасности движения с ра...бором результатов в установленном порядке.

    Сделать вывод о правописании -з, -с на конце приставок.

Упражнение 20

Объясните написание сложных слов.

Электродвигатель, паровоз, путепровод, электровоз, безопасность жизнедеятельности на железнодорожном транспорте, энергоемкость перевозочной работы, автоблокировка.

Упражнение 3

Прочитайте, объясните правописание слов с пропущенными буквами.

Так уж получается, что, придя однажды на железную дорогу работать, (не) можешь рас...татьсяс с ней. На дороге человек преображается, становится более ответстве…ым и открытым для людей.

Чу...ство бе...граничного доверия со стороны па...ажиров не дает права на ошибку. И только тот, кто все это прочу...ствовал, пропустил через свое сер...це, остается работать на дороге, связывая с ней свою судьбу.

Профе...ий на земле, конечно, много,

Числу их нет начала и конца.

А жизнь моя – железная дорога

И с ней мне не ра...статься никогда.

    Почему трудно рассказчику расстаться с железной дорогой.

§10 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним или несколькими придаточными

Упражнение 21 (повторение).

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания

Большую часть ж...зни ч…ловек провод...т на р...боте. Очень важно что(бы) р...бота приносила удовлетворение. Я выбрал профе(с, сс)ию слес...ря по р...монту подв...жного с...става. (Без) нее (не) обойтись на железной дорог… Слес...рь производит р...монт узлов агр...гатов и об...рудования подв...жного с...става. Опр…д...ляет он качество д…талей сост...вляет д...фектные ведом…сти, устр...няет д...фекты (с, з)

борки. В проце(с, сс)е ремонта вып...лняет сл...сарные оп...рац..и зам...няет (в, ф)тулки по...ши...ники штанги (токо) с…емников, изг...тавливает простые д...тали р...гулирует и и...пытывает отр...монтирова(н, нн)ые узлы и собра(н, нн)ые агр…гаты. Что (бы) справлят...ся (со)всем слас...рь по р...монту подв...жного с..става должен х..рошо знать к..нструкц..ю принц..пы взаимодействия и порядок р..боты и (з, с)борки узлов р...м...нтируемого об...рудования основы сл...сарного дела и многое другое.

Овл...деть всеми т...нкостями моей буд...щей профе(с, сс)ии п...м...гают мне препод...ватели и маст...ра (железно) дорожного лицея.

    Объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

Упражнение 22

Прочитайте.

Самой престижной и благородной на железной дороге, несомненно, является профессия машиниста. Но она же и одна из самых ответственных профессий. Машинист должен научиться чувствовать поезд, уметь прогнозировать ту или

иную ситуацию и обращать внимание на каждую мелочь. Одно неверное движение машиниста и может произойти все, что угодно, вплоть до сходов вагонов.

Во время пути у машиниста и его помощника все органы

чувств работают на пределе. Любое колебание они должны чувствовать нутром. Со временем появляется своеобразное шестое чувство, когда незаметный постороннему взгляду штришок помогает избегать внештатной ситуации. Поэтому и отбор машинистов для работы строжайший.

На зубок должны знать машинист и его помощник: устройство тепловоза, электротехнику, тормоза и множество должностных инструкций. Только через год, освоив вышеперечисленное и сдав экзамены, человек получит право на управление локомотивом и будет допущен к работе.

Значит, прежде чем поступить на такую специальность, требующую жёсткой дисциплины и отменного здоровья, надо решить, готов ли ты взять на себя такой огромный груз ответственности за состав, который доверили вести тебе, за пассажиров, сидящих у тебя за спиной, за груз, который ты должен доставить на станцию назначения.

И если чувствуешь, что готов – то в путь!

    Письменно ответить на вопрос: «Почему профессия машиниста самая ответственная?»

Упражнение 23

Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднений справьтесь в орфографическом словаре.

Подготовьтесь к словарному диктанту.

Помо...ник м…ш...нист, слес...рь по р...монту подв...жного

с...ства, (красно) желтый огонь св…т...фора, с...м...фор, в...го(н, нн)ые ре(с, сс)оры, (железно) дорожный в...гон, ст...льные м...гистрали, л...к...м...тив, поез...ной диспе...чер, па(с,сс)ажирский во...зал, увеличе(н, нн)ая скор...сть, большое ра(с, сс)тояние, в...аду..., шла…баум, к...нструкц…я, агр...гат, маш...нист (электро) воза, (блок) участок, (авто) бл...кировка, буд...щая профе(с, сс)ия, под...ез...ной путь, электро (поезд), т…пл...воз, проце(с, сс) (з, с)борки д...талей.

§ 11 Знаки препинания в сложном предложении.

Справка: смотри таблицы стр. 28, 29, 30.

Упражнение 24

Внимательно прочитайте

ПОЕДИНОК

Вражеский летчик отчетливо видел свою добычу: посреди похожего на зеленый пирог леса проходила узкая желтая полоса . Там по насыпи полз длинный состав с военным

грузом , и пикировать на лес было просто незачем. Надо только подождать, когда поезд приблизится к выходу на открытое пространство между двумя лесами, и тут разбомбить его спокойно и безошибочно.

Два фонтана грязи и земли встали по обе стороны насыпи

там, где полагалось быть поезду. Но когда летчик посмотрел на лес, то он увидел, что поезд, дойдя до открытого пространства, стремительно бросился назад в лес. Бомбы легли зря.

Летчик сделал еще круг, решив, что теперь уже он не промахнется. Поезд мчался по открытому пространству. Откуда он мог знать, что теперь ему приготовлена встреча в лесу и тяжелые сосны повалятся на вагоны, сброшенные со своих мест гремящим ударом ? Сосны упали впустую. Поезд проскочил это место. Бомбы снова были потрачены понапрасну.

Летчик выругался. Он спикировал прямо на лес, на середину состава. Возможно, он плохо рассчитал , возможно, тут произошла какая-то случайность, но бомбы попали не в поезд, а в лес. Неуловимый состав продолжал свой путь, упрямо идя вперед.

Поединок длился. Бомбы ложились впереди, сзади, по бокам поезда, но это чудовище, как назвал его про себя фашист, шло к станции, как будто его охраняли невидимые духи .

Летчик был в поту. Он плевал вниз снова и снова бросался в

атаку. Последний раз он угадал правильно. Поезду не спастись. Машинист впервые допустил ошибку. Проклятие сорвалось с обветренных губ фашиста : бомбы все… бомбить нечем!

Тогда он прошелся вдоль поезда, осыпая его пулеметными очередями. Он целил в паровоз, в этого скрытого там, за тонкой стенкой, врага, в этого страшного русского рабочего, что смеется над всем его мужеством аса и ведет свой поезд по простору полей и лесов, как сумасшедший. Пули проносились над поездом, некоторые попадали куда-то под колеса, звякали в рельсы, но поезд шел…

Летчик откинулся в изнеможении . Патроны кончены. Поединок кончен. Русский там, внизу, победил.

Фашист снизился и с любопытством и ненавистью прошел над поездом. Он не мог видеть, машиниста. Машинист сказал только: «Что, гад, взял?»

И паровоз с презрением пересек черную тень , раздавив ее – тень вражеского самолета, распростёртую на пути.

    Объясни правописание выделенных слов.

    Письменно ответьте на вопросы:

- Кто наблюдал за длинным составом с военным грузом?

- Что предпринял вражеский летчик?

- Почему бомбы легли зря?

- Почему в третий раз бомбы легли в лес?

- Почему ошибка машиниста не принесла победу врагу?

- Чем закончился поединок?

- Каков итог поединка?

§ 12 Знаки препинания при прямой речи

Справка: смотри таблицы стр. 32

Упражнение 25

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания.

Всем известно: железная дорога зона является повышенной опасности. Об этом постоянно напоминают машинисты, знакомя пассажиров с правилами по технике безопасности переходя железнодорожные пути, будьте осторожны.

Стоп-кран не трогай, в тамбуре не стой читаем часто на плакатах.

Не ходите по железнодорожным путям слышится из динамика

это опасно для жизни .

Упражнение 26

Составьте предложения, оформите данные советы в качестве прямой речи.

Выходите из вагона только на платформу и обязательно при полной остановке поезда.

Не разрешайте детям находиться на железнодорожных путях.

Не ходите по путям на перегонах.

Стоять близко у края платформы – опасно.

Прогулка по железнодорожному полотну – большой риск для жизни.

Упражнение 27

Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Ж...лезные д...роги это очень сложный м…ханизм что (бы) упр…влять им нужно большое умение и глубокие знания.

Ж…лезн…дорожники с честью спр…вляются с ответстве…ыми задачами которые стоят перед ними обеспеч…вая ч…ткое и р…тмическое дв…жение составов.

Днем и ночью в метель и дождь мч…тся в различных напр…влениях тыс…чи поездов. Сл…же…ая р…бота дружной семьи ж...л…знодорожников является залогом того что па…ажиры и грузы народного х…зяйства (во) время пр…будут в пункты назн…чения.

§ 13 Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации

Упражнение 28

Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные знаки препинания.

Издавна люди придумывали различные механизмы что (бы) упростить себе жизнь и переложить всю тяжесть труда (со) 35

Своих плеч на различные изобретения. Машинисты появились после изобретения парового двигателя тогда (же) появились специально обученные люди которые ими управляли. Машинист крана появился в 20-м веке когда придумали самоходный кран машинист комбайна – примерно в то (же) время когда изобрели первый самоходный комбайн в 1907 году в США. А вот машинист локомотива изначально работал (не) один а командой. Первыми машинистами паровоза были английские изобретатели и механики построившие самый первый самоходный механизм «Ракета» приводимый в движение круглым паровым котлом и двигателем. Примерно через десять лет железная дорога и машинисты появились уже и в России… .

(Со) времени появления первых поездов и (по) сей день этот вид транспорта играет огромную роль в народном хозяйстве почти всех стран мира. Влиятельные государства в 19-м веке и в первой половине 20-го старались обогнать (друг) друга по

длине железнодорожных путей и по количеству железнодорожных составов. Поезда перевозили сырье от шахт до заводов солдат к фронту и раненых в тыл оружие и боеприпасы к месту боевых действий. По железной дороге экспортируется зерно (за) границу а (от) туда ввозятся необходимые товары. Вот почему подготовка толковых машинистов и их помощников всегда было делом государственной важности. Ведь до развития

автомобильного транспорта и транспортной авиации мощь государства и его экономический потенциал (во) многом зависит от железной дороги. По (сей) день большая часть грузов и пассажиров на территории нашей страны перевозится именно железнодорожными составами.

Упражнение 29

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Поставьте нужные знаки препинания.

Главным треб…ванием к работе маш…ниста является т…хнический склад ума и вн…мательность так как железная дорога ошибок (не) прощает. Маш…нист это весьма распростране…ая профе…ия. Таких спец…алистов можно встретить (на) земле и (под) землей так как там работают маш…нисты л…к…м…тивов метрополитена.

Работа этих людей связана с большим риском для жизни как своей так и других людей. Маш…нист л…к…м…тива

который упр…вляет па…ажирским по…здом должен осозн…вать что (из) за его ошибки могут постр…дать а то и погибнуть люди. Работа со сложным тяж…лым мех…низмом конечно (же) всегда рискова…а. Но многим нравится ощущение что тебе подчиняется огромная ж…лезяка. Всматриват…ся (в)даль через в…тровое ст…кло тепл…воза видеть перед собой две ж…лезные полосы которые ведут тебя в другие края это тоже своего рода р…мантика.

Ж…лающим стать (в) ряды этих «р…мантиков» (с) т…хнической сп…циальностью ждут железнодорожные техникумы профе…ионально) (технические) учил…ща. Но разумеется (без) некоторого периода практики (на) рабочем месте (ни) кто (не) допустит молодого специалиста (к) управлению сложным и опасным механизмом.

Упражнение 30

(Повторительное). Напишите текст под диктовку, потом проверьте с напечатанным.

Поездной диспетчер. Он не водит поезда, он ведет график движения поездов, организует движение, направляет его. В подчинении диспетчера все железнодорожники, связанные с движением поездов. А территория, на которой он работает, называется диспетчерским пунктом.

Ежесуточно в путь отправляется огромное количество поездов. Очень важно организовать, направить их движение

так, чтобы они покидали станции и прибывали к месту назначения в установленное графиком движения время. Об этом и заботится поездной диспетчер. Его воле подчинены усилия коллективов больших и малых станций, где трудятся сотни людей. Он должен так организовать их работу, чтобы вовремя были сформированы составы и поданы к ним локомотивы, чтобы поезда принимались и отправлялись со станции без задержек, чтобы своевременно были развезены по

станциям и собраны с них вагоны с местным грузом. Под пристальным вниманием диспетчера и поезда, находящиеся на перегоне: следит, не опаздывают ли они, не мешают ли друг другу и, если надо, организует их обгоны и скрещение.

Упражнение 31

Объясните расстановку знаков препинания.

Машинистов называют гвардией стальных магистралей! Ведущая из всех профессия. И почему – долго объяснять не надо: именно они и водят поезда. Быть машинистом очень трудно и очень почетно. Даже мечтать стать машинистом интересно.

Задают вопрос: «Каким должен быть машинист?» Отвечает: «Образованным. Дисциплинированным. Выдержанным. Расчетливым. Изобретательным. Смелым. Волевым».

Задают вопрос: «Что самое главное в профессии?» Отвечает: «Отношение к труду, любовь к профессии, чувство личной

ответственности за пассажиров, за материальные ценности».

И все это профессия машиниста воспитывает.

Но кто любит технику, тому не обязательно идти лишь в машинисты. Чем хуже профессия слесаря по ремонту подвижного состава? Именно на слесаре лежит полная ответственность за надежность локомотива в пути. Если бы локомотив заговорил, то и он бы подтвердил:

Давно их знаю – мастера!

В депо со мной, бывало, шутят:

Мол, не ломайся, в путь пора,

Но – дело делом – гайки вкрутят.

Упражнение 32

Раскрой скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Большую часть ж…зни ч…ловек провод…т на р…боте. Очень важно что(бы) р…бота приносила удовлетворение. Я выбрал профе(с,сс)ию слес…ря по р…монту подв…жного с…става. (Без) нее (не) обойтись на железной дорог… . Слес…рь производит р…монт узлов агр…гатов и об…рудования подв…жного с…става. Опр…д…ляет он и качество д…талей сост…вляет д…фектные ведом…сти, устр…няет д…фекты (с, з)борки. В проце(с,сс)е ремонта вып…лняет слес…рные оп…рац…и и зам…няет (в, ф)тулки

по…ши…ники штанги (токо) с…емников, изг…тавливает простые д…тали р…гулирует и и…пытывает отр…монтирова(н,нн)ые узлы и собра(н, нн)ые агр…гаты. Что(бы) справлят…ся (со) всем слес…рь по р…монту подв…жного с…става должен х…рошо знать к…нструкц…ю принц…пы взаимодействия и порядок р…боты и (с, з)борки узлов р…м…нтируемого об…рудования основы слес…рного дела и многое другое.

Овл…деть всеми т…нкостями моей буд…щей профе(с, сс)ии п…м…гают мне препод…ватели и маст…ра (железно) дорожного лицея.

Упражнение 33

Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Под кузовом ра…положено торм…зное оборудование. Отправить поезд с (не) и…правными торм…зами это все равно что выбр…сить человека из сам…лета без параш…та. Именно торм…за позволяют без опаски ве…ти поезд на высоких скор…стях д…ют во…можность не только маш…нисту проводнику но даже любому па(с, сс)ажиру в случ…е надобности с помощ…ю крана экстре(н, нн)ого торм…жения ост…новить поезд.

Т…рмоза бывают руч?ные пневм…тические электр…превм…тические. (В) ручную т…рмозить проще

всего и сложного оборудования при этом не требует?ся. Надо крутить рукоятку штурвала по часовой стрелке и далее усилие передае(т, ть)ся с винта в системе тяг и рычагов на т…рмозные колодки которые приж…маю(т, ть)ся к к…лесам. В пневм…тических т…рмозах посложнее. Здесь действует сжатый воздух.

Заключение

Пособие включает программу школьного курса русского языка. Все упражнения профилированной направленности способствуют не только повышению грамотности, но и воспитанию интереса к будущей профессии.

    Методическое пособие «В помощь учащимся» Владивосток 2007

    Д. Э. Розенталь. Русский язык для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы

Дрофа. Москва 2001год

    В.Ф. Греков Пособие для занятий

С. Е. Крючков по русскому языку

Л. А. Чешко в старших классах

«Просвещение», 2007 год.

    Введение ……………………………………………….. 2

    §1 Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне слова ………………………………3

    §2 Деловые бумаги …………………………………...5

    §3 Правописание гласных в приставках. Ни, не в разных частях речи …………………………………..10

    §4 О-А в корнях с чередованием. Знаки препинания в простом и сложном предложении …………………………………………13

    §5 Тире между подлежащим и сказуемым. Н и нн в прилагательных и причастиях……………………….15

    §6 Знаки препинания в сложном предложении……...17

    §7 Тезис. Конспект……………………………………19

    §8 Обособление причастных и деепричастных оборотов……………………………………………….24

    §9 - З – С на конце приставок. О-Е в сложных словах………………………………………………….26

    §10 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными……28

    §11 Знаки препинания в сложном предложении……31

    §12 Знаки препинания при прямой речи…………….34

    Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации……………………………………………35

    Заключение……………………………………………42

начальной школы № 75

___________________

___________________

Рабочая тетрадь с печатной основой по русскому языку. 3 класс.

/Сост. . – Оренбург, 2009. – 28 с.

Рецензент: , кандидат педагогических наук

Тетрадь № 2 по русскому языку для 3 класса составлена на основе программы развивающего обучения по системе.

Цель данного пособия – изучение грамматических особенностей склонения имён существительных, выработка прочных навыков правописания безударных падежных окончаний существительных, развитие текстовых умений школьников.

«Я в сердце образ Родины храню» - такова единая речевая тема. В пособии представлен системный анализ слова «Родина». Языковой материал пособия способствует воспитанию чувства безграничного уважения к Родине через проникновенное и вдумчивое отношение к родному языку.

Тетрадь может быть использована для самостоятельной работы учащихся в качестве дополнения к учебнику русского языка.

© МОУ «Начальная общеобразовательная

школа № 75», 2009

Язык – наш учитель, а каждое слово – урок.

Русский язык

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная – живуч.

Он, как наши мечты, велик,

Животворный русский язык!

В язык е одух отвор яется весь народ и вся его родина ; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны , …её климат, её поля, горы и долины, леса и реки, бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы , который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине .


Слово

Много слов на земле…

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они, - Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту!..

В. Шефнер

«Я в сердце образ Родины храню…»

1. Упражнение в чистописании

Р. ___. скл. ___. р. ___. скл. ___. р. ___. скл.

____________

2. Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти при произнесении слова «родина». С чего начинается Родина для тебя?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это то, из чего вырастает наша бескорыстная и безграничная любовь к родине.

3. Сопоставьте свои ассоциации с представленными в стихотворении «Родина» З. Александровой.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

4. Выпишите из «Толкового словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова объяснение значений слова «родина».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Напишите слова – синонимы (близкие по значению).

Родина – _________________________________________

Родина (какая?) ___________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Эти многоликие слова…

Хорошие речи приятно и слушать.

8. Прочитайте, вслушайтесь и поразмышляйте.

Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики.

Слова Родина, Россия, Мир, Дружба, звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Они поражают людей простотой и величием. Слова эти необыкновенно дружны между собой.

Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова Счастье, Солнце, Весна, Берёза, Радость, Молодость.

Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово Мама. Хорошие, добрые, нежные слова!

Лексике так хочется, чтобы все её жители были именно такими. Вечно юная и оптимистическая Жизнь твёрдо верит, что во всём мире останутся существовать лишь слова героические, справедливые, весенние, приносящие людям не только необходимость общаться, но и необходимость спокойно жить, трудиться и радоваться.


(Из журнала «Русская речь»)

9. Прочитайте. Определите тему текста.

Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу ее необъятные поля, волнующиеся урожаем. Обширна и многообразна родившая нас страна . Неиссякаемы и полноводны реки , высоки горы , блистающие вечными ледниками. Широки знойные степи , непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города. На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну. Просторны синие дали , звонки чудесные песни живущего в ней народа.

(По И. Соколову-Микитову)

10. Укажите слова и выражения, которые наиболее ярко выражают мысль о безграничности нашей родины.

Страна (какова ?) обши рна , реки ______________________, горы ____________________, степи ______________________,

дали ____________________.

11. Трепетное, благоговейное чувство автора к своей родине передают особые слова – эпитеты.

Выпишите эпитеты из данного текста.

Поля ___________________, степи ______________________, тайга ___________________, страна _____________________,

дали ____________________, песни _____________________.

12. В ыпишите из данного текста имена существительные в начальной форме.

1 склонение – _________________________________________

2 склонение – _________________________________________

____________________________________________________;

3 склонение – ________________________________________.

При определении склонения имени существительного воспользуйтесь памяткой № 1.

Укажите род имён существительных, выделите окончания, обозначьте орфограммы.

13. Знаете ли Вы…

Как называют человека, который горячо любит родину, предан своему отечеству, народу?

Наследственное семейное наименование человека, переходящее от отца к детям.

Среди хлебов царица.

1. Порядок ведения и оформления тетрадей.

2. Оформление надписей на обложках тетрадей.

3. Оформление письменных работ по русскому языку

4. Организация работы по формированию каллиграфического навыка

5. Оформление письменных работ по математике

6. Ведение дневников в начальной школе.

Единый орфографический режим в начальной школе.

Порядок ведения и оформления тетрадей .

· Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

· Пользоваться шариковой ручкой с чернилами синего цвета.

· Все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.

В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам.

Математика и русский язык:

Тетради №1 и №2 (для текущих работ)

Тетрадь №3 (для контрольных работ)

Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради для творческих работ.

Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)

Для уроков познания мира возможно использование тетрадей на печатной основе, но чаще в практике учащиеся имеют обычные рабочие тетради.

В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по музыке, иностранному языку, факультативных курсов и др.

Не требуется ведение тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре, ОБЖ, ПДД.

Оформление надписей на обложке тетрадей.

Тетради учащихся 1-го и 2-го классов подписывает учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя. Не обязательно , чтобы тетради были подписаны одним почерком.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.

Образец:

Тетрадь №1 (№2, №3)

Для (контрольных) работ

По математике (русскому языку)

Ученика 2 класса «а»

Средней школы №1

Петренко Ксении.

Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.

Нумерация класса пишется арабскими цифрами.

Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

Работу над ошибками выполнять в рабочих тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества обучения.

В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради №3 показываются родителям с выдачей их на дом. Но хранятся в классе до конца учебного года.

Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.

Оформление письменных работ по русскому языку.

После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.

В ходе работы строчки не пропускаются .

Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.

Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.

В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца:1 д . По окончании этого периода дата записывается полностью: 1 декабря.

С 3 класса (со 2 полугодия) допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря.

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.

Например: Классная работа.

Домашняя работа.

Работа над ошибками.

Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):

1-вариант.

1-в.(запись римскими цифрами)

Слово упражнение пишется полностью с 3 класса начиная с третьей четверти.

Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки).

Образец: Упражнение 234.

Упр.234 .

В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.

Например: Ветер

восток

песок

При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.

Например:

Ветер, восток, песок.

При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

глухой-гл.,звонкий-зв.,согласный-согл.,твердый-тв.,

существительное-сущ.

прилагательное-прил.

глагол-гл.

предлог-пр.

мужской род-м.р.

женский род-ж.р.

средний род-ср.р.

Прошедшее время-прош.

Настоящее время-наст.

Будущее время- буд.

Единственное число-ед.ч.

Множественное число-мн.ч.

Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)

Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым остро заточенным карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.

Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.

При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.

Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений

точки не ставятся .

Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.

У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения.