Зачем чичиков скупал мертвые. Для чего чичиков скупал мертвые души. Существовали ли подобные аферы в реальности

У помещиков

Для того чтобы понять, в чём заключались действия главного персонажа, читатель должен ознакомиться с первоисточником - поэмой Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Из него станет ясно, зачем Чичиков скупал мёртвые души. Но иногда на чтение не хватает времени, а сочинение писать как-то надо. Ну что ж, конечно, трудно спеть, как Басков. Поэтому вместо передачи богатой языковой палитры Гоголя я ограничусь простым пересказом. А жаль, ведь чего только стоят лирические отступления в «Мёртвых душах» - читаешь и будто видишь живописные картины. Ну ладно, заинтригованный читатель на досуге прочитает произведение, не так ли? А я продолжу.

В чём интрига

Ключевая интрига, на которой построена гоголевская поэма «Мертвые души», состояла в возможности получить ссуду - денежные средства, выплачиваемые опекунским советом. При этом залоговым имуществом выступали принадлежавшие помещику События, описываемые Гоголем, могли происходить без малого двести лет тому назад, поэтому будет уместно сообщить читателю некоторые обстоятельства российской жизни той эпохи. А заодно упомянуть о положении главного героя в обществе. В конечном итоге мы намерены разобраться в вопросе о том, зачем Чичиков скупал мертвые души.

С чего всё началось

В конце 1718 года Петр I издал указ о переписи населения мужского пола. Поскольку оргтехника в те времена была примитивной, то времени, отведенного на исполнение царского указа, оказалось недостаточно. Вместо одного года было затрачено целых три, а потом еще три на то, чтобы провести «ревизию» - проверку точности составленных списков, называвшихся «сказками». До таких «ревизий» было проведено десять, годы их проведения известны. И здесь присутствует один любопытный момент - временной интервал, в котором могли происходить описываемые в поэме события. По косвенным признакам можно судить о том, что действие развивается в первой трети XVIII столетия. И уже года не только прошла, но даже слегка позабылась.

Казус эпохи

Даже еще не разобравшись, зачем Чичиков скупал мертвые души, мы знаем, что скупал он только мужиков и только «на вывод», то есть имел намерение переселять их в другую губернию. Также известно, что в 1833 году вышел указ, согласно которому не разрешалось «разлучать семьи». Следовательно, похождения Павла Ивановича Чичикова приходятся на промежуток времени между «ревизиями» 1815 и 1833 годов. Итак, одним из обстоятельств русской жизни той эпохи является следующий казус: умершие крестьяне условно числились живыми, и за них с помещика взимался налог вплоть до ближайшей переписи населения - «ревизии».

Налоговые обязательства

Вместе с приобретенными крестьянами Павел Иванович брал на себя и налоговые обязательства, что выглядит как сплошной убыток. Казалось бы, никакого логического объяснения в таких действиях нет и поначалу непонятно, зачем Чичиков скупал мертвые души. Но были еще некоторые нюансы в тогдашнем законодательстве, позволявшие главному герою выстроить мошенническую схему для получения денег. В тот период государство осуществляло надзор за помещичьими хозяйствами с целью недопущения снижения их численности и предотвращения убыточности. Ведь государству нужно было получать налоги и рекрутов. Если владелец умирал, не оставив взрослых (дееспособных) наследников, либо хозяйствование велось ненадлежащим образом, над такими именьями могла быть назначена опека.

Опекунские советы

При Московском и Петербургском воспитательных домах были учреждены императорские опекунские советы. В их задачи входило поддержание дворянского землевладения, лишь бы оно не прекратило свое существование. Разоренные имения могли быть проданы с аукциона более состоятельному хозяину. Либо помещик мог получить процентную ссуду на восстановление хозяйства под залог земли и крестьян. Такие ссуды выдавали опекунские советы, основным источником дохода которых как раз и были средства, получаемые с аукционных торгов. При несвоевременной выплате процентов или невозвращении ссуды в назначенный срок поместье отчуждалось в пользу кредитного учреждения и продавалось с аукциона. Это «колесо» могло вращаться долго, однако предприимчивый Чичиков придумал, как на нем прокатиться с пользой для себя.

Мошенничество

Он, собственно говоря, хотел получить ссуду под залог крепостных душ, но, поскольку таковых не имел, то решил их купить. При этом он намеревался «по бумагам» купить задешево крестьян, которые умерли, но юридически числились живыми. Разумеется, Чичиков не собирался в дальнейшем платить проценты по ссуде и уж тем более возвращать заем. Провернуть свою аферу с получением залога было бы невозможно, если бы у Чичикова были только фиктивные крестьяне, но при этом не было земли. Купить землю в той же губернии, где и крестьян, было бы дорого. К тому же так было бы слишком заметно, что крепостных фактически нет. Поэтому мудрый Павел Иванович решил купить недорогую землю в необжитой Херсонской губернии, а к ней крестьян «на вывод». По бумагам все сходится, а проверять никто не станет, значит, ссуду дадут.

Прихоть или афера века..

Вот поди разбери, зачем это господин Павел Иванович вздумал вдруг мертвыми душами обзавестись, не понимая причин и не зная законов того времени. Посему следует поближе ознакомиться, как с самим текстом, так и с действующим законодательством в части крепостных душ времен Гоголя.

В главе 11-ой "добропорядочный" господин приходит к такой мысли, подсказанной ему не кем-либо, а самим секретарем Опекунского совета. Один только высказал нормативы закона, а второй, имея острый ум, сразу же смекнул, как этот закон обратить себе во благо кошелька.

В общем-то сам Гоголь весьма доходчиво в романе описывает весь процесс махинации, аферы с мертвыми душами, тут тебе и "ревизские сказки", тут тебе и заселение определенных территорий задарма, в общем самые благоприятные моменты для воплощения дерзкой авантюры, так что только действуй и ничего не бойся. И в общем-то нельзя сказать, что закон напрямую нарушается, верно? Вот и получается, переводя на сегодняшние рельсы экономических афер, что самым трудно доказуемым оказываются именно аферы и махинации, совершаемые в "рамках закона". Абсурдно звучит? Ну, так Гоголя за то и любим, за то и ценим, что написано не на потребу сиюминутного времени, а на века истории.


Мотивация Чичикова

Выгода, обогащение? Да. Но ссылаясь на строки самого Гоголя, не сами деньги или капиталы привлекали внимание Чичикова, он более был подвержен желаниям заиметь роскошные экипажи, особняк, возможность жить на широкую ногу. Как следствие, отсюда вытекает вторая причина - человеческая зависть.

Зависть - порок, от которого трудно избавиться или убежать.

Детский вопрос? Это можно отнести скорее к слабости натуры Чичикова, оказавшемуся подвергнутым столь щепетильному "пороку", ибо вопрос:"а что подумают дети?", частенько терзал героя. Мне видится эта деталь персонажа, элементом абсурдизма, по аналогии описания образов, в том же .

Впрочем, заиметь благодаря своему накопленному, желательно обширному капиталу, еще более выгодный брак, способный увеличить состояние, также можно отнести к побудительным мотивам обогащения Чичикова. А богатство - это власть, уважение, почет, высокий статус. Т.е. если вбирать все причины покупки "мертвых душ", то Чичиков покупал их для своего обогащения...

Хотя, внесу толику своего видения ситуации. Мне господин Чичиков помимо всего прочего видится эдаким авантюристом от природы. Если внимательно читать роман, то уже в детстве им были проявлены черты предпринимателя. Тот же эпизод с дрессированной мышью или продажа булок из под "полы" характеризуют его зарождавшуюся коммерческую жилку. В политике или экономике таких реальных примеров - немало, когда не обогащение, хотя это немаловажный факт, привлекает, а сам процесс. Охотник вышел на охоту, выследил тигра, убил, а в разделе добычи участвует уже постольку поскольку - это как аналогия... Вот мне и кажется, что Чичиков был из той же самой "породы азартных охотников".

Среди героев поэмы чичиковское «предприятие, или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция» вызвало полнейшее недоумение, переходя-щее в панику: и как действие незаконное, опасное и непонятное, и как фор-мула прежде невиданная, способная обозначать что угодно и без-условно таящая в себе какую-то угрозу. Чего только не стали подозревать: от похи-щения губернаторской дочки до недавно случившихся в губернии и аккурат-но замятых убийств. Что же предпола-гал сделать Чичиков и как это пред-ставлено в романе?

Кого покупает Чичиков?

Чичиков у Манилова. Гравюра Евстафия Бернардского по рисунку Александра Агина. 1846 год Ивановская областная научная библиотека

«Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по реви-зии как живые», — объясняет Манилову Чичиков. Это объяснение не слишком удовлетвори-тельно ни для чичи-ковского собеседника, ни для современного читателя. Что за ревизия? Ревизия — это перепись крестьян, подлежащих налогообло-жению. В 1724 году провел реформу, заменив подворный налог подушным. За этим историческим событием стоит сюжет в духе Чичикова — о многократных попытках обмануть закон в рамках законности.

Суть подворного налога, существовав-шего в России с 1678 года, заключа-лась в том, что единицей налогообложения был двор — отдельное, огороженное крестьянское хозяйство, вне зависимости от количества людей, там живущих, и числа хозяйственных и жилых построек. На фоне непрерывно возраставших во время Северной войны Северная война за обладание прибалтий-скими землями между Швецией и коалицией североевропейских государств длилась с 1700 по 1721 год и закончилась поражением Швеции. податей многие крестьяне бросали свои хозяйства и бежали на Дон, на Урал, в Сибирь. Обнаружилось, впрочем, что сокращение числа дворов сопровождалось ростом их населенности, то есть несколько семей представлялись при переписи как один «двор» и облагались налогом соответст-вен-но. Этого можно было достигнуть разными способами: объединить несколь-ко хозяйств одним забором, подкупить переписчика, не отделять свое хозяйство от родительского.

Проведенная в 1710 году подворная перепись зафиксировала сокращение числа дворов на 20 % по сравнению с результатами предыдущей переписи 1678 года. Целью Петровской реформы было ввести более надежную единицу налогооб-ло-жения — «душу мужского пола» вне зависимости от возраста. В конце 1718 года Петр I издал указ о проведении подушной переписи, на всякий случай сразу сопроводив его ужасными угрозами: конфискацияскрытых от переписи крестьян, смертная казнь для старост, ответственных за утайку, и проч. Ответственность за подачу реестров крестьян (сказок) возлагалась на их владельцев, старост, приказчиков и выборных крестьян. Угрозы не очень помогли, и, хотя в течение 1719 года сказки были присланы, вскоре обнару-жились многочисленные случаи утайки людей от переписи (всем было понятно, что считают их не к добру).

В конце 1720 года вышли указы о начале расследования случаев утайки, о конфискации имений помещиков, вообще не подавших ревизских сказок, и об аресте старост и приказчиков, виновных в утайках. С 1722 года и вплоть до 1724-го происходит проверка результатов переписи, призванная уточнить «подушное число». Эта непростая задача была поручена специальным военным ревизорам, отобранным Сенатом и лично Петром. Все это позволило увеличить число ревизских душ с 3,8 миллиона (по данным переписи 1721 года) до 5,5 миллиона. Так прошла первая ревизия податного населения. Ревизская душа могла быть вычеркнута из ревизской сказки только при следующей ревизии, а до того облагалась налогом вне зависимости от того, что в действи-тельности произошло с самим человеком.

Какая выгода от мертвых?

Все изложенное выше — источник неудобств для владельцев «мертвых душ» и формальное основание для их приобретения Чичиковым. Какая же от них должна быть польза? Идея Чичикова заключалась в том, чтобы заложить накупленные им ревизские души в Опекунский совет. Каким образом он соби-рался это сделать?

История предоставления займов дворянам со стороны государства на момент действия романа еще не так продолжительна Ср. упоминание этой практики в пушкинской повести «Барышня-крестьянка» (1831): Григорий Иванович Муромский «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым». . Она начинается в 1754 году, когда указом императрицы Елизаветы Петровны были созданы петербургский и московский дворянские банки, которые должны были, с целью поддержки разоряющегося и закладывающего свои поместья дворянства, выдавать дворя-нам ссуды под невысокий процент. При чем тут Опекунский совет? Вообще-то, Опекунский совет был создан в 1763 году для управления Воспитательным домом в Москве (а затем и в Санкт-Петербурге) — благотворительным учреждением для сирот и подкидышей. Существенную часть изначального бюджета Воспитательного дома составляли пожертвования. Жертвователей было немало, и самые щедрые из них входили в Опекунский совет, который в результате распоряжался огромными ресурсами. Его история как организа-ции, дающей ссуды, началась с того, что в 1771 году князь Петр Иванович Репнин попросил у Совета взаймы 50 000 рублей под залог своего имения. Просьба эта была удовлетворена, за ней последовали аналогичные, и вскоре эта практика была легализована манифестом 1772 года: при Опекунских советах в Москве и Санкт-Петербурге были организованы ссудные и сохранные казны. Они выдавали ссуды под залог имений, домов, драгоценностей, а также принимали вклады. Со временем это стало главным источником дохода для Воспитатель-ных домов и прекрасным дополнением к дворянским банкам: средства последних были небесконечны, а потребность в ссудах — очень велика.

Почему Чичиков переселяет мертвые души в Херсонскую губернию?

Карта Херсонской губернии. 1821 год kraeved.od.ua

Чичиков покупает крестьян без земли, «на вывод», с намерением переселить их в другие места. Переселять их, строго говоря, некуда, собственного поместья у Чичикова нет, а оно очень нужно, потому что закладывается именно имение (количество ревизских душ определяет лишь размер ссуды). Однако в плане Чичикова и это предусмотрено: переселять мужиков он намерен в Херсонскую губернию. Эта территория под названием Новороссия вошла в состав России в середине XVIII века после войн с Турцией и представляла собой практически не заселенные степи. Поэтому правительство всячески поощряло тех, кто был готов занять их и облагородить. Раздача земель частным владельцам начала осуществляться в Новороссии с 1764 года в соответствии с «Планом о раздаче в Новороссийской губернии казенных земель к их заселению». Пик пришелся на 1770-90-е годы, но колонизация давалась с таким трудом, что, несмотря на огромные объемы розданных в конце XVIII века земель, на активное пере-селение государственных крестьян и поощрение притока иностранных колонистов, по данным на 1837 год, в Херсонской губернии оставалось свобод-ных казенных земель более 180 тысяч десятин, а в Таврической — более 270 тысяч Проект получения земель в Новороссии вряд ли был так прост, как он представляется Чичикову в его фантазиях. В исследовании Владимира Максимовича Кабузана, посвя-щенном заселению Новороссии, утвержда-ется, что раздача земель помещикам в этом регионе на рубеже XVIII-XIX веков прекра-щается, а со второй половины 1820-х годов прекра-щается и активный период заселения этой территории. .

Тут мы сталкиваемся с хронологичес-кими привязками, которые у нередко противоречат друг другу, создавая тот тревожный, очень характерный эффект, когда в подробностях описанная, казалось бы очень конкретная реальность начинает расплываться перед глазами читателя, распадаться на кусочки, которые никак не удается собрать в устойчивую последователь-ную картинку. Это не единственные противоречащие друг другу хронологические зацепки. Например, прямым текстом повествователь характеризует время действия как время «вскоре после достославного изгнания французов» (и этому не противоречит обсуждение гипотезы, что Чичиков — это переодетый Наполеон), то есть речь должна бы идти о 1810-х годах, по крайней мере до смерти (1821 год). Но в поэме несколько раз упоминается жандармский офицер, а особый корпус жандармов был образован в 1827 году. При заключе-нии сделок упоминается, что «крепости были запи-саны, помече-ны, занесены в книгу и куда следует, с принятием полупроценто-вых и за припе-чатку в „Ведомостях“», а «Губернские ведомости» выходили в Рос-сии с 1838 года. Упоминание же о недавно бывшей массовой эпидемии явно отсылает к эпидемии холеры 1831 года (предыдущая эпидемия была в 1823 году в Закавказье и Астрахани, а следующая будет в 1846 году).

Существовали ли подобные аферы в реальности?

Московские цензоры, согласно письму Гоголя к Плетневу от 7 января 1842 года, опасались, что «пойдут другие брать пример и покупать мертвые души». О том, рискнул ли кто-нибудь повторить фантасмагорическую аферу Чичикова, ничего не известно, но известно, что гоголевский текст стал толчком для выискивания прототипического сюжета для чичиковской аферы. Истории про аферы с ревизскими душами, потенциально знакомые Гоголю (или Пуш-кину как возможному дарителю фабулы), стали восприниматься как прямые источники сюжета «Мертвых душ». Хорошим примером тому служит рассказ Гиляровского про его дядю, помещика Пивинского:

«Вдруг… начали разъезжать чиновники и собирать сведения о всех, у кого есть винокурни. Пошел разговор о том, что, у кого нет пятиде-сяти душ крестьян, тот не имеет права курить вино. <…> И поехал он [Пивинский] в Полтаву, да и внес за своих умерших крестьян оброк, будто за живых… А так как своих, да и с мертвыми, далеко до пятиде-сяти не хватало, то набрал он в бричку горилки, да и поехал по соседям и накупил у них за эту горилку мертвых душ, записал их себе и, сделав-шись по бумагам владельцем пятидесяти душ, до самой смерти курил вино и дал этим тему Гоголю, который бывал в Федунках, да, кроме того, и вся миргородчина знала про мертвые души Пивинского».

В целом в такой читательской реакции нет ничего необычного, но в данном случае соблазн найти прямые источники сюжета (как и, например, обнаружить точную хронологию) парадоксальным образом подыгрывает гоголевской поэтике, заостряя противоречие между правдоподобием и абсурдом, на постоян-ном соединении которых она строится.

Что не так с названием?

Титульный лист первого издания поэмы «Мертвые души». 1842 год Дом антикварной книги «В Никитском»

Словосочетание «мертвые души» вызвало панику не только у героев гоголев-ской поэмы. Обсуждение гоголевского романа в Московском цензурном комитете очень напоминает обсуждение чичиковской аферы непосредственно в романе:

«…Обвинения, все без исключения, были комедия в высшей степени. Как только занимавший место президента Голохвастов услышал название „Мертвые души“, закричал голосом древнего римлянина: „Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть, автор вооружается против бессмертья“. В силу наконец мог взять в толк умный президент, что дело идет об ревижских душах. Как только взял он в толк и взяли в толк вместе с ним другие цензоры, что мертвые значит ревижские души, произошла еще бо̀льшая кутерьма».

Это сходство не слишком удивительно, поскольку подробности обсуждения в цензурном комитете известны нам из все того же письма Гоголя к Плетневу. Но это и не единственный случай, когда словосочетание «мертвые души» прочитывалось современниками как опасная несуразица. Прекрасный пример тому — письмо Михаила Петровича Погодина к Гоголю, где мы читаем сле-дующее: «Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, припи-санные, убылые, прибылые». Если для современного читателя гоголевская метафора давно стала привычной, то Погодину она казалась странной и неу-местной. Обратим внимание на упомянутые в этом перечне «убылые души» — как раз конвенциональное обозначение предмета чичиковской «негоции». Например, его употребляет Салтыков-Щедрин в сборнике статей «Благо-наме-ренные ре-чи»: «Десять лет сряду за убылые души плачу — очень хорошо знаю! Кого в сол-даты, кого в ратники взяли, а кто и сам собой помер — а я плати да плати!»

Таким образом, с одной стороны, юридически точная формула существует (и ни разу не упоминается в тексте Гоголя), с другой же стороны, метафора омертвения души, заменяющая в тексте эту формулу, не была чем-то совер-шенно необычным для этого времени. Она встречается как в лирике того времени, так и в религиозных текстах, хорошо известных Гоголю. Приведем лишь несколько примеров. « Хотя человеческая душа справедливо признается бессмертной, однако и для нее существует некоторая своего рода смерть. <…> Но смерть души бывает тогда, когда ее оставляет Бог…» — пишет святой Авгу-стин в книге «О граде Божием». Аналогичную трактовку видим у Григория Паламы в сборнике «Добротолюбие», который внимательно читал Гоголь: «Знай… что и у души есть смерть, хотя она бессмертна по естеству. <…> …Отделение Бога от души есть смерть души». Таким образом, Гоголь соеди-няет, в общем-то, знакомую современникам метафору с так же хорошо знакомой реальностью, но именно это соединение и создает тот стилисти-ческий и смысловой слом, который делал название таким тревожащим, непонятным и провокативным.

Ключевая интрига, на которой построена гоголевская поэма «Мертвые души», состояла в возможности получить ссуду – денежные средства, выплачиваемые опекунским советом. При этом залоговым имуществом выступали принадлежавшие помещику крепостные крестьяне. События, описываемые Гоголем, могли происходить без малого двести лет тому назад, поэтому будет уместно сообщить читателю некоторые обстоятельства российской жизни той эпохи. В конце 1718 года Петр I издал указ о переписи населения мужского пола. На перепись вместо одного года было затрачено целых три, а потом еще три на то, чтобы провести «ревизию» – проверку точности составленных списков, называвшихся «сказками».

До отмены крепостного права таких «ревизий» было проведено десять, годы их проведения известны. И здесь присутствует один любопытный момент – временной интервал, в котором могли происходить описываемые в поэме события. По косвенным признакам можно судить о том, что действие развивается в первой трети XVIII столетия. Даже еще не разобравшись, зачем Чичиков скупал мертвые души, мы знаем, что скупал он только мужиков и только «на вывод», то есть имел намерение переселять их в другую губернию. Также известно, что в 1833 году вышел указ, согласно которому не разрешалось «разлучать семьи». Следовательно, похождения Павла Ивановича Чичикова приходятся на промежуток времени между «ревизиями» 1815 и 1833 годов.

Итак, одним из обстоятельств русской жизни той эпохи является следующий казус: умершие крестьяне условно числились живыми, и за них с помещика взимался налог вплоть до ближайшей переписи населения – «ревизии». Налоговые обязательства вместе с приобретенными крестьянами Павел Иванович брал на себя, что выглядит как сплошной убыток. Казалось бы, никакого логического объяснения таких действий нет и поначалу непонятно, зачем Чичиков скупал мертвые души. Но были еще некоторые нюансы в тогдашнем законодательстве, позволявшие главному герою выстроить мошенническую схему для получения денег. В тот период государство осуществляло надзор за помещичьими хозяйствами с целью недопущения снижения их численности и предотвращения убыточности. Ведь государству нужно было получать налоги и рекрутов. Если владелец умирал, не оставив взрослых (дееспособных) наследников, либо хозяйствование велось ненадлежащим образом, над такими имениями могла быть назначена опека.

При Московском и Петербургском воспитательных домах были учреждены императорские опекунские советы. В их задачи входило поддержание дворянского землевладения, лишь бы оно не прекратило свое существование. Разоренные имения могли быть проданы с аукциона более состоятельному хозяину. Либо помещик мог получить процентную ссуду на восстановление хозяйства под залог земли и крестьян. Такие ссуды выдавали опекунские советы, основным источником дохода которых были средства, получаемые с аукционных торгов. При несвоевременной выплате процентов или невозвращении ссуды в назначенный срок поместье отчуждалось в пользу кредитного учреждения и продавалось с аукциона. Это «колесо» могло вращаться долго, однако, предприимчивый Чичиков придумал, как на нем прокатиться с пользой для себя.

Он хотел получить ссуду под залог крепостных душ, но, поскольку таковых не имел, решил их купить. При этом он намеревался «по бумагам» купить дешево крестьян, которые умерли, но юридически числились живыми. Разумеется, Чичиков не собирался в дальнейшем платить подушную подать, проценты по ссуде и уж тем более возвращать заем. Провернуть свою аферу с получением залога было бы невозможно, если бы у Чичикова были только фиктивные крестьяне, но при этом не было земли. Купить землю в той же губернии, где и крестьян, было бы дорого. К тому же так было бы слишком заметно, что крепостных фактически нет. Поэтому мудрый Павел Иванович решил купить недорогую землю в необжитой Херсонской губернии, а к ней крестьян «на вывод». По бумагам все сходится, а проверять никто не станет, значит, ссуду дадут.

NB * Опекунский совет дает за душу 200 рублей (за живого крестьянина) . * С момента последней ревизии много крестьян, умерших после подсчета, до сих пор числятся живыми. * Если покупать у помещиков мертвые души, числящиеся живыми, то их можно сдавать Опекунскому совету по 200 рублей за душу. При этом одни помещики вообще отдают бесплатно души, а иные просят до 2-3 рублей за душу.

Все мы в школе изучали знаменитую поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души». Если помните, то среди героев поэмы «предприятие, или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция» вызвало полнейшее недоумение, переходящее в панику.

Что же такое хотел провернуть Чичиков? Герои романа строили разные предположения. Но на деле это был обход закона с целью обогатиться.

Кого покупал Чичиков и зачем?

Манилову Чичиков объяснил так:

«Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые».

Ни для Манилова, ни для современного читателя это объяснение ничего не дает.

Пойдем по порядку и начнем с ревизии.

Ревизия — это перепись крестьян, подлежащих налогообложению. С 1724 г. подворный налог был заменен Петром I на подушный. До этой реформы налог взимался с одного двора — отдельного крестьянского хозяйства вне зависимости от численности семьи. Теперь же он уплачивался с каждой «души мужского пола».

Для определения количества этих душ в конце 1718 г. начала производиться подушная перепись. Реестры крестьян (сказки) были присланы, но вскоре были вскрыты многочисленные случаи утайки людей от переписи: народ чуял, что не к добру ее проводят.

С 1722 г. до 1724 г. проводилась проверка результатов переписи, которая была поручена специальным военным ревизорам. В результате число ревизских душ увеличилось с 3,8 млн. до 5,5 млн.

И вот тут мы подходим к самому интересному и значимому для нашего расследования обстоятельству: ревизская душа могла быть вычеркнута из ревизской сказки только при следующей ревизии. В период между ревизиями она облагалась налогом вне зависимости от того, что произошло с самим человеком.

Чичиков как раз и хотел приобрести ревизские души, которые в сказках числились, но в действительности уже живыми не были. И тут возникает следующий вопрос…

Зачем Чичикову были нужны мертвые души?

Тут все достаточно просто — он хотел заложить приобретенные им ревизские души в Опекунский совет. Это было благотворительное учреждение для сирот и подкидышей. Но помимо этого оно распоряжалось огромными денежными ресурсами.

С 1772 г. при Опекунских советах в Москве и Петербурге официально стали создаваться ссудные и сохранные казны, которые выдавали ссуды под залог имений, домов, драгоценностей и принимали вклады.

Именно ссуду хотел получить Чичиков и таким образом обогатиться. Размер выдаваемой ссуды напрямую зависел от количества крестьян — ревизских душ — в имении. Поэтому он их и скупал. А у помещиков была своя выгода — снижение налоговой нагрузки.

Но одних крестьян было недостаточно для получения денег.
Причем тут Херсонская губерния

Чичиков покупал крестьян без земли и хотел переселить их в другое место. Вот только собственного поместья у него, строго говоря, не было. А его наличие было необходимо для осуществления замысла. Количество крестьян только определяло размер ссуды, в залог же передавалось имение.

Но Чичиков и это предусмотрел — он собирался переселить купленных крестьян в Херсонскую губернию и такой выбор был неслучаен. Эта территория, которая называлась Новороссией, вошла в состав России в середине XVIII века после войн с Турцией и представляла собой практически не заселенные степи.

С 1764 г. началась раздача земель частным владельцам согласно «Плану о раздаче в Новороссийской губернии казенных земель к их заселению». К моменту начала действия поэмы в Новороссии, в том числе и в Херсонской губернии, все еще оставались очень большие объемы незаселенных казенных земель.

Именно там Чичиков и приобрел землю.

Удалось ли ему довести свою аферу до конца, остается только гадать. Судьба второго тома «Мертвых душ» всем хорошо известна.