Сделать буровую вышку на урок технологии. Конспект урока "полезные ископаемые". План изучения свойств каменного угля

Конспект урока по технологии Тема : «Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка.»

Цель : Изготовление шкатулки в технике аппликация.

Образовательная задача : Ознакомить с полезными ископаемыми; на примере малахита изучить его полезные свойства. Развивающая задача : Развитие кругозора, внимания, творческого мышления.творческого воображения. Воспитательная задача : Воспитывать культуру труда. Оборудование : для учителя – ПК, тех. карта, презентация; для ученика – клей, шаблон, картон, листья из бумаги.

Этапы урока

- Прозвенел звонок. Начинается урок. Друг на друга посмотрели Улыбнулись, тихо сели. - Настроение хорошее? Я желаю вам успешного дня, с радостью принять всё, что мы будем изучать, а я вам во всём помогать. - Итак, начинаем урок. Вам интересно, что мы будем делать сегодня на уроке? Для того, чтобы узнать над чем мы будем работать посмотрите на слайд. На слайде показан малахит, изделия из малахита, малахитовые шкатулки. - Что за камень изображён? Кто знает, как он называется? - Это очень удивительный и загадочный камень. О нём ходят легенды, сказания. К примеру, великий писатель П.П. Бажов писал сказы и один из них – «Малахитовая шкатулка». По её мотивам создан мультфильм, фрагмент из которого мы сейчас посмотрим. Просмотр фрагмента из мультфильма «Малахитовая шкатулка». - Для чего используют шкатулки? Сегодня на уроке мы будем делать свои шкатулки для хранения ваших канцелярских принадлежностей. Посмотрите на мою шкатулку. Чем она украшена? В каком ритме у меня приклеены листочки? Какие фигуры лежат в основе этой шкатулки? Чем они соединены? - С чего начнём изготовление шкатулки? Что сделаем потом? Что сделаем после этого? А чем ещё мы можем украсить нашу шкатулку? Какими инструментами мы будем работать? Давайте вспомним ТБ с ножницами; с клеем. Работа с чертежом. - Какие линии вы видите? О чём говорит сплошная линия? О чём говорит пунктир-линия? - Когда лучше выполнять украшения, до или после? Почему? Выполнение практической работы. В это время учитель ходит по классу, проверяет правильность выполнения работы учащихся и раздаёт оценивающие жетоны (красный квадратик - 5, зелёный – 4, жёлтый – 3) . Анализ работ. Показ работ друг другу по рядам. - Выйдете те у кто получил красный квадратик к доске со своими работами. - Почему ребята со своими изделиями вышли к доске? Как выполнены эти работы? Они замечательно справились с заданием и получают за урок оценку отлично. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились на уроке? Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему? - Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились. Спасибо за работу, урок окончен. - Вашим домашним заданием будет сделать такую же шкатулку, сфотографировать ее и показать нам. Овладеть вниманием учащихся.

Настроить учащихся на работу.

Слайд №1,2,3

Показ фрагмента из мультфильма « Малахитовая шкатулка».

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Полезные ископаемые"

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

    Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

    Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

    Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

    Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

    Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

    Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

    Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

    Воспитывать толерантности.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы : презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”(слайд 4).

Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

Для чего нам необходимо это знать?

Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

3 этап. Планирования поиска способа решения.

Вы посажены в группы по 5 человек.

Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? (распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

4 этап. Реализация плана.

Фронтальная работа.

Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые”(слайд6).

Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).

- Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).

Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

Свойства полезных ископаемых.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Жидкое; легкая; маслянистая

коричневый

горючесть

Каменный уголь

Твердое; тяжелый

горючесть

Очень твердое
тяжелый

красный, серый, белый

прочность

строительство

Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).

Каменный уголь.

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

    Если остался след – то порода мягкая;

    Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

    Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого свойства?

Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Выводпо таблице о граните.

Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

Физминутка (слайд13).

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”

Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)

Как вы думаете, кто такие геологи?

Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.

У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

6 этап . Бережное использование.

- Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

- Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

7 этап. Вывод (слайд 28,29).

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

8 этап. Рефлексия (слайд 30).

- Какие задачи ставили в начале урока?

Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

Что помогло нам в работе?

Какие открытия для себя сделали?

9этап. Оценивание работы.

Оценка в группе.

1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.

Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

Приложение к уроку. Конверты.

Задание группе 1. Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы .

Задание группе 2 .Нефть.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

Задание группе 4 . Строительные материалы. Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.

Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.

Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

Где находятся эти богатства?

Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

- Что мы называем полезными ископаемыми?

Сообщение учителя

Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

Загадка.

- Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

Сообщения учащихся

  1. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.
  1. Нефть - это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.
  1. Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом - нефть. У этой жидкости было замечательное свойство - она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.

Сообщение учителя

Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

Задание 1.

- Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи )

- Найдите на карте России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

- Кто приходит на смену геологам? (буровики )

- Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины . Бурение скважин - это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепровод ам, на специальных судах - танкер ах или в цистерна х её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

Задание 2.

Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти на них изображены?

Задание 3.

- Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка - это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

Задание 4.

-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой)

Задание 5.

Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

Задание 6.

-Рассмотрите модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

Задание 7.

- Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия.

Задание 8.

Диагностика качества освоения темы

  1. Допиши предложения:

Чёрное золото - это ……………………………………………. .

Буровая вышка - это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на карте нефть.

  1. Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

Шахтёр геолог буровик фармацевт

  1. Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

… Бурение скважин;

… Поиск нефтяных месторождений;

… транспортировка нефти по трубопроводам;

… подготовка месторождений к разработкам.

«Указательные местоимения в английском» - these. Those are clocks. Remember. These are cats. Английский язык, 4 класс. These are frogs. Указательные местоимения. This is a fridge. That is a TV-set. Company Logo. Those are bananas. This is a clock. that. This is an apple. those. this. That is a book.

«Задачи «Четырехугольники»» - Следствие ведут знатоки геометрии. Трапеция. Знатоки. Ромб. Работа в группах. Ряд таинственных происшествий. Составление ориентировок. Банда. Четырехугольник. Параллелограмм. Противолежащие стороны. Виды трапеции. Жеребьевка. Апрель. Графический диктант. Порядок решения задач. Математическая эстафета.

«Проектирование сайта» - Web-сёрферы. Путешествие по сети. Web-аналитики. Менеджер проекта. К сегодняшнему дню мы уже знаем, чем Web-сайт отличается от обычного. Информационные архитекторы. Критерии оценки. Как сделать сайт для интернета. Разработка сайта. Инструктаж по прохождению Web-квеста. План защиты отчёта. Проектирование сайта.

«Кометы, астероиды, метеориты» - Метеорит - твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли. Метеориты. Многие из комет входят в так называемые семейства. Что представляют собой сами кометы? При комитете есть большая метеоритная коллекция. Метеорное тело входит в атмосферу Земли на скорости около 11-25 км/сек.

«Вычитание и сложение простых чисел» - Уравнение. Сложение и вычитание натуральных чисел. Устная работа. Вычитание суммы из числа. Сформулируйте законы сложения. Выполните сложение наиболее удобным способом. Работа с учебником. Вычитание натуральных чисел. Найти периметр. Найти периметр многоугольника.

«Примеры растений» - Использование янтаря. Водоросли. Зеленые мхи. Цветковые растения. Янтарь. Местообитания мхов. Мхи. Хламидомонада. Золотистые водоросли. Ель колючая. Бурые водоросли. Хвойные растения. Красные водоросли. Разнообразие растений на Земле. Ночь накануне Иванова дня. Кипарисовик горохоплодный. Работа учителя.

Всего в теме 23687 презентаций

Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

Где находятся эти богатства?

Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

- Что мы называем полезными ископаемыми?

Сообщение учителя

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

Загадка.

- Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

Сообщения учащихся

    Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.

    Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.

    Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.

Сообщение учителя

Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

Задание 1.

- Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи )

- Найдите на карте России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

- Кто приходит на смену геологам? (буровики )

- Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины . Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепровод ам, на специальных судах – танкер ах или в цистерна х её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

Задание 2.

Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти на них изображены?

Задание 3.

- Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки . Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

Задание 4.

-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой)

Задание 5.

Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

Задание 6.

-Рассмотрите модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

Задание 7.

- Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия.

Задание 8.

Диагностика качества освоения темы

    Допиши предложения:

Чёрное золото – это ……………………………………………. .

Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на карте нефть.

    Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

Шахтёр геолог буровик фармацевт

    Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

Бурение скважин;

Поиск нефтяных месторождений;

транспортировка нефти по трубопроводам;

подготовка месторождений к разработкам.